STOP наркотики!

НАРКОМАНИЯ - путь в НИКУДА

СПАСАЙСЯ ОТ СПАЙСА!

СНЮС - никотиновая ловушка для молодёжи

Взрослые, берегите детей!

Торгуешь наркотиками? Убиваешь своё будущее

Берегите будущее детей!

Взрослые! Берегите детей!

Такая работа - это ловушка!

Предлагают стать наркозакладчиком?

Алгоритм действий работников учреждений образования при выявлении лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов

Основные направления работы

Зависимость от употребления наркотических, психотропных веществ, алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье.

К тому же зависимость, особенно наркомания и алкоголизм, лежит в основе проявления асоциального и преступного поведения, вандализма и терроризма среди всех возрастных групп населения, особенно среди молодежи.   

Приоритетной задачей педагогических коллективов, специалистов социально-педагогической и психологической службы является профилактика и своевременное выявление несовершеннолетних склонных к противоправному поведению. Особое значение имеет скоординированность действий, направленных на повышение информационной культуры, формирование негативного отношения к употреблению любых психоактивных веществ, пропаганду ценности здорового образа жизни. 

Основные направления работы с подростками «группы риска» по незаконному употреблению наркотических  и психотропных веществ

 Деятельность педагогического коллектива:

 – выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, правонарушениям; 

– определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных подростков;

 – вовлечение учащихся в различные виды положительно-активной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней; 

- коррекция детско-родительских взаимоотношений, расширение сети контактов ребенка.   

Индивидуально-профилактическая работа с подростками:

 – найти контакт с подростком, установить с ним доверительные отношения; 

– посещать на дому с целью контроля над условиями семейного воспитания, организацией свободного времени, занятости в каникулярное время, подготовкой к урокам;

 – изучать особенности личности подростков, проводить занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения; 

– посещать уроки с целью выяснения уровня подготовки подростков к занятиям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях; 

– вовлекать подростков в общественно-значимую деятельность, объединения дополнительного образования;

 – путем наблюдения социометрических изменений установить положение обучающегося в классном коллективе, характер взаимопонимания с ним, наметить пути и способы улучшений;

 – изучить интересы, склонности способности учащихся «группы риска» с целью использования их в коррекционной работе;

 – установить, входит ли «трудный ребёнок» в другие компании; 

– проведение специалистами СППС занятий для детей «группы риска» по саморегуляции, по развитию способностей правильно выражать эмоции, по овладению способами решения конфликтов и др.; 

– привлечение самих учащихся к укреплению правопорядка в образовательном учреждении. 

Работа с родителями: 

– просветительская работа (выпуск информационных листов, проведение бесед, дискуссий, ролевых игр, лекториев); 

– психокоррекционная работа – семейное консультирование (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: ребенок уходит из дома; стал агрессивным, не управляемым; замечен в кражах и т.д.); 

– психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (медицинских работников, инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.) на встречи с родителями;

 – привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности подростков;

 – выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми, выработка рекомендаций;         

– создание положительной мотивации у родителей во взаимодействии с педагогами и включению в воспитательный, образовательный процесс; 

– всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей, организация работы совета профилактики.

Особенности реабилитационной работы с детьми, имеющими опыт употребления алкогольных напитков, наркотических средств, психотропных, токсических веществ 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от  27 июня 2017 г. № 487 утверждено Положение о порядке комплексной реабилитации несовершеннолетних, потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством.

Определен порядок действий специалистов по реабилитации несовершеннолетних, рассмотренных на комиссии по делам несовершеннолетних повторно в течение года по фактам потребления подростками наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива.

Комиссией по делам несовершеннолетних принимается решение о проведении комплексной реабилитации несовершеннолетнего и в течение трех дней копия решения направляется в социально-педагогический центр, родителям, в учреждение образования по месту обучения ребенка и другим заинтересованным органам, осуществляющим профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

На начальном этапе работа организуется специалистами учреждения образования, в котором  обучается несовершеннолетний совместно с социально-педагогическим центром, инспекцией по делам несовершеннолетних, учреждением здравоохранения. К профилактической работе могут также привлекаться учреждения социального обслуживания населения, местных исполнительных и распорядительных органов, других организаций.

При получении копии решения о проведении комплексной реабилитации несовершеннолетнего ответственные лица в течение пяти рабочих дней предоставляют в социально-педагогический центр предложения по мероприятиям первичной индивидуальной реабилитационной программы.

Сроки реализации программы – 1 год.

Социально-педагогический центр обобщает полученные предложения и не позднее 15 дней с момента принятия решения комиссией по делам несовершеннолетних предоставляет в комиссию для утверждения первичную индивидуальную реабилитационную программу, в последствие ежеквартально направляет отчет о ее реализации. Формирует личное дело несовершеннолетнего.

 Учреждения образования вместе с предложениями в индивидуальную реабилитационную программу предоставляют в социально-педагогический центр:

- копию индивидуального плана работы с обучающимся, в отношении которого проводилась индивидуальная профилактическая работа;

- информацию о реализации индивидуального плана работы;

- психолого-педагогическую характеристику обучающегося.

 В ходе реализации программы направляют:

- информацию о ее реализации;

- выписки из протоколов заседания совета профилактики, где рассматривается вопрос о ходе реализации первичной индивидуальной программы;

- иные материалы по реализации комплексной реабилитации.

 Специалисты учреждения образования, в котором обучается несовершеннолетний, и с которым проводится индивидуальная профилактическая работа должны:

-  выявить причины аддиктивного поведения ребенка;

- разработать и реализовывать индивидуальные коррекционные программы, способствующие развитию личностной идентичности несовершеннолетнего, познавательной и учебной мотивации, социально-профессиональному самоопределению и т.д.;

- организовать работу, направленную на формирование у несовершеннолетнего навыков здорового образа жизни, негативного отношения к употреблению алкогольных напитков, наркотических средств и других психоактивных веществ;

- организовывать досуговую занятость обучающегося, общественно-полезную деятельность;

- предоставлять психолого-педагогическую помощь родителям, обеспечить консультирование по вопросам воспитания ребенка, взаимодействия с ним;

 - при необходимости вносить предложения по дальнейшей индивидуальной работе с несовершеннолетним.

 Основной принцип деятельности специалистов СППС учреждения образования с несовершеннолетним - комплексная работа и согласованное взаимодействие с педагогами, классным руководителем и родителями.

Основная задача специалистов СППС в работе с родителями - предоставление родителям полной информации о несовершеннолетнем: о его возможностях и ограничениях, сильных и слабых сторонах характера, перспективах дальнейшего развития и т.д. Разъяснение причины нарушений в развитии и социальной адаптации их ребенка, а также возможные пути коррекции.

 Работу с семьей можно осуществлять в рамках профилактических программ для родителей, которые могут проходить в форме тренингов, круглых столов, лекций, конференций, дискуссий и т.д. 

 Программа может включать:

 - обучение родителей знаниям о психологических особенностях подростка, причинах нарушений поведения у подростков, эффектах психоактивных веществ, особенностях семейных взаимоотношений, семейных стрессах и поведении, направленном на их преодоление;

  - оказание помощи в осознании собственных личностных, семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению  внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с детьми в семье;

  - определение направления и стратегии развития личностных, семейных и социально-средовых ресурсов;

 - определение направления и стратегии развития личностных ресурсов у подростков (как взаимодействовать с подростком, чтобы его ресурсы развивались, а не подавлялись; как сделать совою семью социально и психологически поддерживающей, а не подавляющей системой);

 - обучение навыкам социально и психологически поддерживающего и развивающего поведения в семье и в процессе взаимоотношений с детьми.

свернуть

Памятка для педагогов и родителей по выявлению употребления наркотиков несовершеннолетними

Сознательно стать наркоманом вряд ли кому-нибудь хочется. Каждый вступивший на путь общения с наркотиками успокаивает себя тем, что с ним ничего страшного не случится. Вместе с тем, постоянно развивающиеся технологии привели к созданию синтетических наркотиков, при употреблении которых привыкание происходит практически сразу после первого приема. Здесь и таится главная и непоправимая ошибка, так как если подросток даже и захочет бросить пагубную привычку, то вряд ли в любой момент сможет самостоятельно это сделать.

Существуют определенные признаки, которые указывают на то, что подросток может употреблять наркотические средства:

  1. Безосновательное исчезновение из дома на достаточно длительное время. Полная потеря интереса к семейным делам. Отношения становятся более холодными, безразличными, недоверчивыми, закрытыми, чужими. Крайняя раздражительность и краткость (да, нет, нормально) ответов на вопросы.
  2. Пропуски занятий в школе, снижение успеваемости в учебе, потеря интереса к учебе, труду, просмотру телепередач.
  3. Возникновение долгов, исчезновение ценных вещей и денег из дома, кражи.
  4. Исчезновение из дома или появление у подростка таких химических веществ, как уксус, питьевая сода, перманганат калия, йод, ацетон и другие растворители, флаконы с неизвестными жидкостями.
  5. Нахождение у подростков шприцев, игл, резиновых жгутов, таблеток, пакетиков со странным содержимым: порошком, сушенными грибами, кусочков ваты с высохшим лекарством.
  6. Появление в лексиконе подростков новых жаргонных слов: баян, машина — шприц, колеса — таблетки; драп, дурь, ширка — названия наркотических веществ и т.п.
  7. Наличие у подростков следов от инъекций в любой части тела, особенно на предплечье.
  8. Изменения в поведении: необоснованная агрессивность, злобность, замкнутость, изменение круга друзей, неряшливость, которые не были свойственными ранее.
  9. Нарушение сна (бессонница или чрезвычайно продолжительный сон, сон днем, тяжелое пробуждение и засыпание, тяжелый сон).
  10. Нарушение аппетита (резкое повышение аппетита или его отсутствие, изменение пищевых пристрастий, предпочтение сладких кондитерских изделий, постоянный отказ от жирной и мясной пищи, появление чрезвычайной жажды).
  11. Колебания размера зрачков (зрачки резко расширены или сужены до булавочной головки) и цвета кожи (резко бледная, сероватая).
  12. Частые возвращения домой в состоянии, напоминающем алкогольное опьянение при отсутствии запаха алкоголя, координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, стремление не попадаться на глаза и быстро лечь в постель.
  13. Стремление избегать одежды с короткими рукавами даже в жаркую погоду.
  14. Незнакомый странный запах от волос, кожи, выдыхаемого воздуха, одежды. Наличие у подростков одного или нескольких из выше перечисленных признаков не дает оснований для утверждения того, что подросток употребляет наркотики, однако это должно побуждать родителей, педагогов и близких подростка принять предупредительные меры.

Если Вы заметили указанные признаки в поведении Вашего ребенка, то в первую очередь:

  1. Помните, что борьба со злом не приведет к успеху без ликвидации его корней. Не ищите причин несчастья только в самом подростке. Возможно, они кроются в структуре семейных взаимоотношений, школьной жизни и т.д. Даже если Вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочери след от укола, это не означает, что ребенок неминуемо станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять наркотик под давлением. Постарайтесь с первых минут стать не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с бедой.
  2. Не старайтесь собственными силами решить данную проблему. Незамедлительно обратитесь к квалифицированным специалистам: врачу-наркологу, психиатру-наркологу, психотерапевту, которыми будет оказана необходимая консультативная и лечебно- реабилитационная помощь. Убедите ребенка в необходимости помощи специалистов наркологической службы, которую можно получить анонимно.
  3. Оказывайте поддержку. Подросток должен чувствовать: что бы с ним ни произошло, он может с Вами откровенно поговорить об этом. Как бы ни было трудно, очень важно, чтобы родители беседовали с детьми о последствиях потребления наркотических средств.
  4. Поощряйте интересы и увлечения своего ребенка, которые должны стать альтернативой наркотику.
  5. Не отмахивайтесь от ребенка, когда он хочет о чем-то Вам рассказать, не ссылайтесь на занятость, возможно, именно этот разговор с Вами поможет ему сделать важный нравственный выбор, а Ваш совет удержит его от совершения непростительной ошибки!

Последовательность действий педагогов и администрации учреждений образования при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков:

  1. Предоставить подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления одурманивающих веществ. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в необходимости обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников и потребление психоактивных веществ, сообщить, что в этом случае администрация учреждения образования будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
  2. Предложение помощи подростку должно быть корректным, и если ситуация позволяет, то желательно ненавязчивым.
  3. Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего.
  4. При работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных веществ надо точно знать, какова ситуация в семье подростка, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка, каково его микросоциальное окружение по месту жительства.
  5. Необходимы просветительно-пропагандистская работа среди детей и подростков, введение обязательных антинаркотических программ обучения, занятий и семинаров для педагогов, распространение научно-популярной информации среди родителей.

Если у Вас возникли подозрения, что подросток употребляет наркотики, то наиболее оправданы следующие действия:

  1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или законным представителям несовершеннолетнего.
  2. При подозрении на групповое потребление наркотиков необходимо провести повторные беседы с родителями. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача- нарколога, психиатра- нарколога, представителей правоохранительных органов.
  3. Организовать индивидуальные встречи подростков и (или) их родителей с врачом- наркологом, врачом-психотерапевтом.
  4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.

Если у Вас возникли подозрения. Что подросток находится в состоянии наркотического опьянения, необходимо:

  1. Увести учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
  2. Немедленно поставить в известность администрацию школы.
  3. Срочно вызвать медицинского работника школы.
  4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как состояние наркотического опьянения, немедленно известить о случившемся родителей или законных представителей .
  5. Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков.
  6. При совершении подростком хулиганских действий целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов
свернуть

Последствия употребления наркотиков

Уголовная и административная ответственность

Путь к НЕзависимости

Методические рекомендации по раннему выявлению и профилактике наркомании среди учащихся общеобразовательных школ

Методические рекомендации

по раннему выявлению и профилактике наркомании среди учащихся общеобразовательных школ Наркомания среди молодежи в Республике Беларусь приобретает все более значительные масштабы и самым существенным образом сказывается на морально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияет на экономику, политику, правопорядок и на жизнеспособность нации в целом. Создание системы профилактики и раннего выявления случаев употребления наркотических веществ учащимися является важной медико-педагогической задачей.

Профилактика является системой мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья  и продления жизни человека.

Профилактика наркомании может быть: первичной, вторичной и третичной.

Первичная профилактика наркомании, задача которой уберечь детей и подростков от первого, во многих случаях рокового употребления психоактивного вещества на самых ранних этапах их взросления, может и должна проводиться широко, повсеместно, со всеми детьми и подростками школьного возраста, пока они здоровы и не успели познакомиться с наркотическими веществами.

Целью вторичной профилактики является сохранение здоровья детей и подростков, уже имеющих опыт употребления.

Третичная профилактика предназначена для продления жизни лиц, страдающих сформированной зависимостью от наркотиков путем предупреждения повторных рецидивов после лечения.

Профилактика наркомании среди детей и подростков, которые никогда не употребляли психоактивные вещества и среди тех, кто уже имеет определенный опыт, а тем более среди опытных потребителей наркотиков проводится различными методами и средствами. Поэтому, вторичную и третичную профилактику выполняют профессионально подготовленные специалисты (медицинские и социальные работники, сотрудники соответствующих отделов милиции).

В работе по первичной профилактике и максимально раннему выявлению наркоманий и токсикоманий среди учащихся образовательных учреждений обязаны участвовать все, кто непосредственно отвечает за их воспитание и нравственное развитие: родители, учителя, воспитатели, врачи, сотрудники органов внутренних дел.

При первых приемах психоактивных веществ подростки далеко не всегда осознают свои действия в полной мере. Для многих – это очередной эпизод познания нового, неизведанного ранее. Подростки не считают свои действия необычными и опасными. Наоборот, в их среде бытует мнение, что наркотики помогают расслабиться и успокоиться, что от наркотика всегда можно отказаться и сами они никогда не станут опустившимися наркоманами, что наркотики употребляют сильные и талантливые люди.

Основанная на правдивой информации, грамотно, и своевременно проведенная первичная профилактика способна значительно ограничить распространение наркотиков в подростковой среде. Обученные дети и подростки, хорошо знающие об опасности употребления наркотиков и умеющие противостоять давлению группы по приобщению к наркотикам, способны обезопасить свою жизнь.

Подготовленные дети и подростки становятся существенной преградой на пути распространения наркотиков. С помощью первичной профилактики наркомании создается своеобразный иммунитет у подрастающего поколения к наркотикам. В настоящее время – это реальная возможность снизить спрос на наркотики и значительно повысить эффективность борьбы с нарастающим агрессивным наступлением наркомафии на здоровье и жизнь детей, главное – не упустить время. Поэтому сегодня необходимо активное приобщение всех сил, родителей в первую очередь, а так же воспитателей, учителей, спортивных тренеров к первичной профилактике наркомании среди детей и подростков.

Практически все  детское население страны обучается в школе. В школе дети получают необходимые  для их будущей взрослой жизни знания. Поэтому первичную профилактику наркомании необходимо проводить именно в школе и на всем протяжении обучения, включая ее в школьные программы, начиная с младших классов.

Главная задача первичной профилактики – формирование типа поведения молодежи, отвергающего применение психоактивных веществ с целью стойкого изменения состояния сознания. Причем формирование такого типа поведения в масштабах всего общества.

Первичная профилактика должна основываться на ряде принципов.

Первый из них – тотальность. Она должна проводиться со всеми здоровыми детьми без исключения. В настоящее время приобщиться к потреблению психоактивных веществ или обнаружить какие-либо другие отклонения поведения может практически любой подросток. Поэтому профилактика наркомании в подростковой и юношеской среде должна практиковаться как система содействия всем подросткам в решении задач взросления.

Второй принцип первичной профилактики – конструктивный характер. Он преследует цели не только разрушения или изменения неблагоприятных установок, но изначально строит желательные, служит предупреждению зависимого поведения, а не только борется с ним. Главным направлением должно стать формирование у несовершеннолетних навыков принятия правильных решений в трудных жизненных ситуациях и устойчивости к наркотикам.

Третий принцип – опережающий характер воздействияПервичная профилактика должна опережать негативное влияние «опытных» сверстников и более старших товарищей. Создание стойких антинаркотических и антиалкогольных установок возможно лишь до момента, когда дети самопроизвольно усвоят распространенные традиции потребления психоактивных веществ. Запоздавшие попытки их создания более трудны и менее продуктивны, т.к. теперь необходимо перестраивать уже готовые установки.

Экспериментирование детей с психоактивными веществами нередко начинается уже в 4-5 классах школы в возрасте около 10 лет. Поэтому начало реализации программы первичной профилактики там предваряет экспериментирование в указанном возрасте. Объектом превентивной работы должны являться все дети младшего школьного возраста.

Четвертый принцип – непрерывность. Первичная профилактика должна стать постоянной каждодневной работой.

Пятый принцип – адресность. Первичную профилактику наркомании необходимо проводить со всеми учащимися общеобразовательных школ с учетом пола и возраста ребенка, социально-культурных факторов. Профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Большинству детей младшего школьного возраста нравится учиться, ходить в школу, участвовать во внеклассных мероприятиях, работать в кружках, ходить на экскурсии. В то же время они уже способны анализировать окружающую обстановку в школе, во дворе, дома. При неблагополучии в семье или при возникновении трудностей в отношениях с одноклассниками, плохой успеваемости, других неудачах у ребенка такого возраста может быстро формироваться комплекс неполноценности с последующим негативным отношениям к занятиям в школе, пропусками уроков, с появлением новых друзей – сверстников и более старших по возрасту товарищей. Поэтому каждый неуспевающий ученик младших классов должен находиться под пристальным вниманием учителей и администрации школы с целью своевременной коррекции его поведения. Совместно с родителями такому ребенку нужно помочь, прежде чем он окажется в компании подростков, употребляющих психоактивные вещества.

Самым опасным возрастом для начала экспериментирования с психоактивными веществами является возраст от 11 до 17 лет, т.е. период обучения в средних и старших классах общеобразовательной школы. В это время занятия по первичной профилактике наркомании необходимо проводить с учетом пола и физиологических изменений, бурно протекающих в этом возрасте.

Шестой принцип – комплексность. Эффективная первичная профилактика требует сочетания многих элементов. В этом случае цель профилактики объединяет представителей всех слоев общества – педагогов, психологов, врачей, родителей – и различных организаций – школ, правоохранительных органов, молодежных клубов, детских садов, церкви, государственной администрации, медицинских учреждений и общественных объединений, заинтересованных и способствующих здоровому будущему детей.

При проведении первичной профилактики применяются формы и средства информационного воздействия, адаптированные к молодежной аудитории (КВН, конкурсы, соревнования, тематическое шоу, спектакли, концерты, выставки лучших работ и др.). Полезными являются выступления (в ходе проведения мероприятий или перед их началом) врачей, работников милиции с демонстрацией соответствующих кино-, видеоматериалов. Эффективность проведения первичной профилактики наркомании усиливается при активности сотрудников милиции по ограничению доступности наркотиков, выявлении и изоляции распространителей, курьеров и других лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков. Этому же способствует своевременное выявление и работа социальных педагогов, врачей с детьми и подростками на ранних этапах их приобщения к наркотикам. Эффективной первичная профилактика наркомании может быть только при объединении усилий учреждений культуры, спортивных организаций, церкви, здравоохранения, милиции, школы и родителей.

Что касается конкретных направлений первичной профилактики наркомании, то она должна включать:

  • строгие меры противодействия курению, распространения алкоголя и наркотиков;
  • информационно - просветительскую работу среди учащихся и их родителей;
  • своевременное выявление функционально несостоятельных семей и коррекцию условий семейного воспитания;
  • своевременное выявление и разрушение групп, для членов которых характерны отклонения в поведении;
  • организацию досуга несовершеннолетних в значимых для них и социально поощряемых формах;
  • исследование личностных ресурсов учащихся;
  • тренинг социально-психологических навыков устойчивости подростков к употреблению психоактивных веществ, включая:
  • развитие навыков общения в условиях проблемных жизненных ситуаций;
  • формирование значимой социальной самоидентификации, чувства принадлежности к городу, району, школе, двору;
  • формирование установки на здоровье как сверхценность.

Первичная профилактика должна осуществляться преимущественно педагогами и школьными психологами и являться составной частью социального воспитания и социально-психологической помощи в период взросления. Статистические данные говорят о том, что если молодого человека в возрасте от 10 до 21 года удержать от курения, спиртного и наркотиков, то вероятность того, что этот человек окажется в числе наркоманов, почти равно нулю.

Среди предпринимаемых в рамках этой стратегии ключевых инициатив, направленных на снижение уровня потребления алкоголя и наркотиков в молодежной среде, можно выделить следующие:

  • недопущение алкоголя и наркотиков в местах, где дети и подростки учатся, играют и проводят свободное время;
  • создание в школах и учебных заведениях возможностей для изменения отношения учащихся и родителей к употреблению алкоголя и наркотиков;
  • увеличение числа сообщений о вреде наркотиков в средствах массовой информации.

Если говорить о мерах противодействию курению, то нужно отметить, что в последнее время предпринимаемые меры противодействия распространению курения в обществе постепенно начинают приносить положительные результаты. Запрещение курения на рабочих и в общественных местах, на транспорте, в учебных заведениях могло приносить гораздо больше пользы, если бы выполнение требований запрещающих приказов более строго контролировалось руководителями учреждений.

Еще более эффективным является материальное поощрение некурящих, стимулирование здорового образа жизни. Борьба с курением в обществе – это борьба за здоровье подрастающего поколения, так как именно с возникновения вредной для здоровья растущего организма зависимости от никотина и начинаются пристрастия к алкоголю и наркотикам.

 Наркотическая зависимость

 Наркотики – это вещества природного или синтетического происхождения, включенные в Республиканский перечень наркотических средств, оказывающие специфическое действие на нервную систему и весь организм человека и вызывающие тяжелую психическую и физическую зависимость.

Наркотическими средства признаются только в тех случаях, если отвечают трем критериям, а именно:

  1. Медицинскому, если специфическое действие данного средства является причиной его немедицинского потребления;
  2. Социальному, если это немедицинское потребление принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость;
  3. Юридическому, если, исходя из этих двух предпосылок, соответствующая инстанция на то уполномоченная, официально признала это средство наркотическим и включила его в особый список.

Наряду с наркоманией существует токсикомания. Термин «токсикомания» применяется для определения заболевания в тех случаях, когда оно вызвано злоупотреблением какими-либо веществами (химическими, растительными и лекарственными), официально на текущий момент к наркотикам не отнесенным. К веществам вызывающим токсикоманию, относят некоторые препараты бытового назначения: всевозможные растворители, лаки  и другие.

При употреблении наркотических веществ развивается крайне тяжелое заболевание – наркомания. Формирование наркомании характеризуется развитием основных признаков: психической зависимости, физической зависимости, толерантности и абстинентного синдрома.

Психическая зависимость – это болезненное стремление непрерывно или периодически принимать наркотическое вещество с целью испытания определенных ощущений либо снятия явления психического дискомфорта. Она возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков, нередко – после однократного их приема.

Физическая зависимость – это состояние особой перестройки всей жизнедеятельности организма человека в связи с хроническим употреблением наркотических препаратов. Наркотик встраивается в процессы метаболизма в организме и человек не может больше нормально себя чувствовать без принятия наркотического «допинга». После резкого прекращения употребления наркотического вещества развивается тяжелое состояние – абстинентный синдром (синдром отмены, «ломка»). Он характеризуется психическими и физическими нарушениями (тошнота, рвота, слюнотечение, чихание, гиперемия кожных покровов, гипергидроз, боли в мышцах и суставах, боли в животе, спутанность сознания), которые причиняют больным невыносимые страдания.

Толерантность – это появление адаптации, т.е. привыкания к наркотическим веществам, когда наблюдается все менее выраженная реакция на очередное введение того же самого их количества. Поэтому для достижения прежнего психофизического эффекта больному требуется все более высокая доза наркотика. В результате через некоторое время первоначальная доза, например, при наркотизации героином, повышается в десять, сто и более раз. Во столько же раз и растет токсическое действие наркотика.

Таким образом, в развитии психической и поведенческой зависимости от наркотиков выделяют очень краткий период экспериментирования с последующим злоупотреблением наркотика и развитием психической зависимости (первая стадия заболевания). Затем по мере нарастания толерантности формируется абстинентный синдром с выраженной физической зависимостью(вторая стадия заболевания). Нарастающие токсические дозы наркотика приводят к развитию патологических изменений в печени, почках, головном мозге, других органов, одряхлению организма и смерти.

Форма (вид) наркомании зависит от того, какое именно наркотическое вещество применяется в конкретном случае. Особенности этого вещества, используемые дозировки, частота употребления, предпочтительный способ введения определяют течение заболевания и влияние наркотика на организм.

Большое значение, которое придается выявлению и профилактике наркоманий, особенно среди подростков, обусловлено следующими серьезными моментами:

  1. Отмечается очень высокая смертность среди больных наркоманиями, вызванная передозировками препаратов, несчастными случаями в состоянии наркотического опьянения, различными заболеваниями, являющимися результатом наркотизации, частыми самоубийствами среди наркоманов.
  2. У всех больных в короткие сроки развиваются выраженные медицинские и социальные последствия употребления наркотиков: тяжелые осложнения со стороны внутренних органов и нервной системы, психические расстройства в виде острых и хронических психозов, выраженные изменения личности вплоть до ее распада со слабоумием, грубым моральным снижением, неспособностью к любой работе и т.д.
  3. Наркомании могут распространяться подобно эпидемии и поражать достаточно широкие слои населения, особенно молодежь. Каждый активный наркоман привлекает не менее десяти человек к наркотикам.
  4. Представляет значительную опасность криминогенное поведение наркоманов, обусловленное изменениями их личности. Наркоманы совершают как преступления с целью приобретения наркотиков, так и общественно опасные деяния в связи с тяжелыми расстройствами психической деятельности, развившимися в результате их употребления.

Необходимо учитывать также современные тенденции в применении наркотиков, – прежде всего, расширение в последние годы круга психоактивных веществ.

В последние годы идет непрекращающийся поток новых наркотиков – курительных смесей. Он расходится по стране почтовыми отправлениями, но непосредственная торговля ведется через сеть интернет. Названия этих наркотиков на сленге: спайсы и соли. Бороться с ними сложно, потому что их с запозданием включают в список запрещенных веществ, а также потому, что распространение происходит через интернет, и организаторы сами не прикасаются к наркотикам. Основные потребители – молодежь. Наркотики эти чрезвычайно опасны, так как доступны, просты в употреблении и действуют, в первую очередь, на психику. В 99% случаев употреблять курительные смеси начинают те, кто уже курит сигареты.

Очень важен тот факт, что употребление курительных смесей является первой ступенькой к переходу на более тяжелые наркотики.

Медики едины в своем мнении, что курительные миксы оказывают пагубное влияние на организм.

 Что необходимо знать педагогам и родителям

 Воздействие ароматического дыма смесей несет в себе 3 типа опасности.

  1. Местные реакции, возникающие в результате непосредственного раздражающего действия дыма на слизистые оболочки. Практически все курильщики миксов жалуются на кашель, слезотечение, осиплость горла во время и после курения. Регулярное попадание ароматного дыма на слизистую вызывает хронические воспалительные процессы в дыхательных путях (фарингиты, ларингиты, бронхиты). Велика вероятность возникновения злокачественных опухолей ротовой полости, глотки, гортани и бронхов.
  2. Реакция центральной нервной системы. Воздействие на нее компонентов дыма миксов зависит от состава смеси. Реакция курильщиков весьма многообразны: эйфория, беспричинный смех или плач, нарушения способности сосредоточится, ориентироваться в пространстве, галлюцинации, полная потеря контроля над собственными действиями. Все эти реакции сами по себе несут угрозу жизни человека. Известны случаи, когда обкурившиеся подростки отправлялись «на прогулку» через окно 8-го этажа, срывали с себя одежду и бегали голышом по морозу.  Систематическое курение миксов приводит к необратимым деструктивным процессам в центральной нервной системе. Снижается внимание, ухудшается память, замедляется мыслительная деятельность. Появляется склонность к депрессиям. Уже доказано, что курительные смеси вызывают наркотическую зависимость.
  3. Токсические реакции. Дозировать поступление в организм сильнодействующих веществ с ароматическим дымом невозможно, что может вызвать непредсказуемые эффекты – тошноту, рвоту, сердцебиение, повышение артериального давления, судороги, нарушения сознания вплоть до комы. С такими симптомами в 2012г. госпитализированы  десятки потребителей курительных смесей практически во всех крупных городах России. В большинстве своем это подростки.

Последствия употребления

Медицинские:

- тяжелые нервные расстройства по типу депрессивного синдрома, суицидальных попыток;

- развитие психической и физической зависимости, как и при употреблении других видов наркотических веществ;

- поражение центральной нервной системы: снижение памяти, внимания, интеллектуальных способностей, нарушения речи, мыслительной деятельности (понимания); координации движений, режима сна, потеря эмоционального контроля (резкие перепады настроения);

- психозы, психические нарушения различной степени тяжести вплоть до полного распада личности;

- снижение иммунитета, импотенция (для мальчиков), нарушение гормонального фона (для девочек);

- риск развития сахарного диабета, рака легких и т.д.;

- поражение сердечно - сосудистой системы;

- отравление от передозировки, смерть.

    Социально – психологические:

 - нарушение социальных связей: потеря семьи, друзей;

- потеря работы, учебы, запрет на некоторые виды профессиональной деятельности, ограничения в получении специальности, невозможность управления транспортом, получения разрешения на приобретение оружия;

- связь с криминальными кругами, воровство, риск вовлечения в незаконный оборот наркотиков и привлечение к уголовной ответственности и другие преступления;

- разрушение своей личности: равнодушие к самому себе, своему будущему и близким людям. Ослабление воли, преобладание единственной ценности по имени  «наркотик», потеря смысла жизни, опустошенность, одиночество. 

 Более частыми становятся групповые формы употребления подростками психоактивных веществ. Группы создаются обычно «негативными лидерами», нередко взрослыми, имеющими опыт употребления наркотиков и доступ к источникам их получения. Все это приводит к определенному росту распространенности наркотизации среди части молодежи и требует немедленных широких и четких мер противодействия.

Выявление учащихся, употребляющих наркотические вещества, реализуется через взаимодействие подросткового наркологического кабинета с администрацией и педагогическими коллективами школ, – а также с органами МВД, с инспекциями по делам несовершеннолетних (ИДН), с подростковыми кабинетами поликлиник.

Администрация и педагогические коллективы школ должны проявлять максимальную«наркологическую бдительность»  в плане возможного употребления учащимися наркотических в случае обнаружения у них:

  1. Каких-либо таблеток, ампул, других медицинских форм лечебных препаратов.
  2. Каких-либо приспособлений для инъекций – шприцов, специальных игл, жгутов и т.д., а также следов на коже, сосудах от инъекций, свежих и давних – в виде изменений поверхностных и глубоких вен в области локтевых сгибов, предплечий и других местах.
  3. Тех или иных химических веществ – растворов, реактивов, особенно из класса органических растворителей, а также специфического «химического» запаха изо рта либо запаха, исходящего от одежды, волос, кожи лица, рук.
  4. Различных приборов (или их деталей) для обработки растений, перегонки или очистки химических препаратов, различные приборы для курения наркотических веществ и т.п.

Необходимо иметь понятие об основных клинических признаках состояния наркотического опьянения, знание которых позволяет своевременно выявлять все случаи даже эпизодического употребления наркотических веществ. В обобщенном виде они таковы:

  • В одних случаях картина наркотического опьянения включает: вялость, заторможенность, малоподвижность, затруднения при установлении речевого контакта, сонливость, иногда переходящую в поверхностный сон, легко прерываемый извне. Мимика бедная, вялая, монотонная, речь замедленная, временами смазанная, нечеткая, а подчас неразборчивая. Могут наблюдаться невыраженные нарушения координации движений, равновесия, походки.
  • В других случаях в наркотическом опьянении преобладают: повышенное настроение, беспричинная радость, смешливость, дурашливость, двигательная расторможенность, непоследовательность в действиях, повышенная отвлекаемость, затруднения при необходимости концентрации внимания. Речь быстрая, многословная, иногда прерывается приступами внезапного смеха; ответы, как правило, невпопад.
  • Подчас преобладают явления благодушия, довольства, на лице может блуждать безмятежная улыбка. Иногда наблюдаются застывания в мечтательной позе.
  • В некоторых случаях в состоянии наркотического опьянения более всего выражены злобность, агрессивность, раздражительность, возникающие даже по незначительному поводу. Наблюдаются нарушения почерка, других тонких и точных движений; покраснение или бледность кожных покровов; «лихорадочный блеск» или «мутность» глаз; резкое расширение либо резкое сужение зрачков.
  • Общими для лиц, находящихся в состоянии даже легкого наркотического опьянения, являются кратковременные нарушения мышления – в виде снижения способности к формулировки суждений, решению логических задач, выполнению обычных математических операций, а так же различные изменения поведения.

Необходимо обращать внимание на изменения самочувствия и поведения, наблюдающиеся у наркоманов в периоды лишения наркотиков и формирования у них абстинентного синдрома. Это – внешне беспричинные жалобы на боли в мышцах и суставах; общее недомогание; боли в животе, поносы; чихание и слюнотечение без других простудных явлений. Подростки становятся беспокойными, раздражительными, особенно грубыми или подавленными; они могут совершать «непонятные», неправильные поступки, обусловленные поисками наркотиков. В других случаях становятся вялыми, сонливыми, меняется их внешний облик – в связи с резким похуданием, «запавшими» глазами, особой бледностью лица.

Данные об изменениях поведения учащихся могут быть получены в ходе целенаправленных, в плане наркологической настороженности, индивидуальных систематических бесед классных руководителей с родителями учащихся. Особенности поведения учащихся выявляются также при проведении обследования их бытовых и семейных условий на дому. Факты, говорящие об измененном поведении, должны фиксироваться классными руководителями.

В ходе первичной профилактики наркомании среди подростков необходимо выявить так называемую«группу риска». Ее составляют подростки с определенной предрасположенностью к алкоголизации и наркотизации, у которых более высока вероятность возможного употребления наркотиков. Это подростки:

  1. с отягощенной наследственностью в плане алкоголизации, наркотизации, а так же психических заболеваний;
  2. с выраженными отклонениями в характере, поведении, реагировании – вследствие ранней или приобретенной (травма, нейроинфекция) органической мозговой патологии или развившихся в связи с дефектами воспитания патологических (психопатических) черт личности;
  3. педагогически запущенные и из социально неполноценных семей – грубо конфликтных, распадающихся, неполных, члены которых склонны к злоупотреблению алкоголем, а также у которых наблюдалось асоциальное или уголовно наказуемое поведение.

Необходимые для целенаправленной профилактической работы сведения о родителях, отрицательно влияющих на поведение детей, состоящих на учете в органах внутренних дел. Вместе с тем, следует иметь в виду, что у определенной части подростков-наркоманов внешне вполне благополучные семьи.

Необходимо учитывать, что наиболее часто первичная наркотизация идет в русле «экспериментов», отражающих возрастную психологическую специфику подростков – активные поиски ими форм самоутверждения через особое, интересное времяпрепровождение – необычное, рискованное, взрослое. Основными мотивами этих поисков являются также: любопытство, подражание (лидерам, группе), подчинение, стремление к нахождению своего места в группе, иногда – протест против норм и запретов. Это происходит обычно при отсутствии подлинных, эмоционально окрашенных интересов, духовных ценностей, навыков в организации досуга, четких позитивных социальных установок. Такие личностные и поведенческие особенности как раз свойственны подросткам, относящимся к группе риска. Именно среди них могут быть выделены подростки с определенной готовностью к наркотизации, которую обуславливают:

  • низкая устойчивость к психическим перегрузкам, стрессам;
  • сниженная приспособляемость к новым, сложным ситуациям, непереносимость конфликтов;
  • выраженная напряженность, тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка, трудности в сфере общения;
  • импульсивность со стремлением к получению удовольствия, новых ощущений, приятных или даже неприятных, как можно быстрее и любым путем;
  • психическая и социальная незрелость, инфантильность, недостаточное усвоение общественных форм поведения, постоянная избыточная зависимость от других, подчиняемость, готовность следовать за отрицательными лидерами, в том числе готовность к криминальному поведению.

Указанные выше особенности характера подростков постоянно выявляются в поведении – на занятиях, во внеурочной работе, во время производственной практики, в лагерях труда и отдыха, дома в семье, в компании друзей.

В первую очередь мероприятия по антинаркотической пропаганде должны проводиться среди учащихся, входящих в группу риска, особенно в отношении которых установлены хотя бы единичные случаи немедицинского потребления наркотических веществ, а также подростков с асоциальными тенденциями в поведении.

Учитывая тот факт, что неквалифицированная, неосторожная информация может сама возбудить нездоровый интерес и явиться причиной возникновения стремления попробовать действие наркотиков, лекции не должны содержать сведений о способах их получения и использования, особенностях их воздействия и ощущений, возникающих при употреблении. Не следует давать перечень всех наркотических веществ, а останавливать внимание слушателей лишь на тех из них, которые являются предметом потребления в данном регионе или данной группе.

При проведении лекции следует особо подчеркнуть, что наркотики являются «медленной смертью», и подробно раскрывать их пагубное действие на организм человека, социальные последствия употребление наркотиков, необходимость и возможность своевременного лечения, а также вопросы, связанные с правовыми аспектами проблемы наркоманий.

 Тактика педагога при подозрении подростка в употреблении ПАВ 

 Если есть подозрение в постоянном или эпизодическом употреблении учащимся психоактивных веществ – необходимо сообщить о своих предположениях родителям, рекомендовать консультацию нарколога, психолога, держать ситуацию под контролем до выяснения обстоятельств, действовать в соответствии с законодательством.

В случае подозрения на нахождение подростка в состоянии опьянения:

- вывести учащегося из класса (проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления ПАВ нецелесообразно);

- поставить в известность руководителей школы, медицинского работника школы;

- пригласить родителей, корректно направить на консультацию к наркологу.

Если подросток нуждается в оказании медицинской помощи (нарушение дыхания, обморок, судороги, рвота, не реагирует на речь и т.д.) срочно вызвать скорую помощь.

  Во всех школах должна создаваться атмосфера нетерпимости в отношении возможной наркотизации. В то же время подростки должны быть уверены в том, что они всегда могут  получить необходимую консультацию, помощь в случаях возникновения у них проблем, связанных с наркотизацией и алкоголизацией. В случаях добровольного обращения учащихся за помощью строго соблюдаются принципы доверия, уважения, врачебной тайны. Необходимо стремиться к тому, чтобы такое обращение стало нормальным явлением, так как оно отражает рост сознательного отношения подростков к личным и социальным проблемам, а следовательно, и качество воспитательной работы.

Принципы уважения подростка, соблюдения врачебной тайны определяют действия врачей, работников учреждений образования и служб МВД во всех случаях необходимого обмена информацией по поводу конкретной наркологической ситуации в школе. Эти действия должны быть тщательно согласованы и продуманы – исходя, прежде всего, из интересов подростков.

Преподаватели учебных заведений могут настойчиво рекомендовать этим лицам обратиться к специалисту (врачу психиатру-наркологу). Целесообразно связаться с родителями, опекунами или воспитателями (если, например, ребенок находится в интернате), указав на желательность консультации со специалистом и необходимость учета прав детей и их родителей.

При выявлении, например, в ходе домашнего визита или посещения студенческого общежития, острых состояний следует вызвать скорую помощь или рекомендовать близким учащегося (студента) незамедлительно обратиться к наркологам. При этом необходимо постоянно иметь в виду, что необоснованные утверждения о немедицинском приеме ПАВ могут стать поводом к конфликту между школьником или студентом (и их семьями) или учебным заведением - вплоть до судебного разбирательства. Они могут оказаться и существенным психотравмирующим фактором и привести к декомпенсации психического состояния у учащегося.

Следует помнить, что у подростка существует возможность наблюдаться в учреждениях здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь, в так называемой «консультативной» группе, получая помощь и рекомендации врача психиатра-нарколога анонимно. Необходимо сообщить об этом самому ребенку и его родителям, чтобы помочь до того, как экспериментирование с психоактивными веществами переросло в зависимость.

 По всем вопросам диагностики, лечения и профилактики расстройств, связанных с употреблением наркотических веществ, обращайтесь в:

- наркологические кабинеты в центральных районных больницах.

свернуть

Наркомания и наркотики. Что необходимо знать каждому?

Как распознать наркомана?

У человека, употребившего наркотики, расширяются зрачки, наблюдается заторможенная реакция, неадекватное поведение. Наркоманы со стажем очень истощены, цвет лица приобретает нездоровый землистый оттенок. А вот следов уколов можно и не найти. 

Это в рекламных роликах показывают исколотые вены рук. Наркоманы же делают инъекции в разные части тела: между пальцев, под язык, используют инсулиновые иглы.

Резкий сбой в учебе у подростков, замкнутость, повышенная нервозность, раздражительность, конфликтность могут свидетельствовать о том, что знакомство с каким-либо «зельем» уже произошло.

Отличительные признаки лиц, постоянно потребляющих наркотические средства и психотропные веществе, зависят от употребляемого наркотика.

Лица, употребляющие наркотики опийной группы, как правило, выглядят старше своих лет. Им свойственно раннее поседение, волосы теряют блеск, становятся ломкими. Кожа сухая с обилием мелких морщин, имеет желтоватый оттенок, как у послеоперационных больных. Лицо бледное. Характерны истощение и худоба. С зубов сходит эмаль, ногти становятся ломкими и отслаиваются. На венах в области локтевых сгибов, на кистях рук, ногах, шее можно обнаружить следы инъекций различной давности (провалы). Вены уплотнены, прощупываются, некоторые из них тромбированы. Язык обычно розовый с беловатым оттенком.

При опьянении препаратами группы опия характерны  ускоренная речь, оживленность, расторможенность, снижение критической оценки поступков и высказываний. При передозировке – заторможенность, сонливость, оглушение.

Потребителям препаратов каннабиса (конопли) и также так называемого «Спайса» свойственна групповая форма курения гашиша или марихуаны. Группа курильщиков часто пользуется одной папиросой или самодельной «закруткой», пуская её по «кругу», чаще всего употребляют с помощью имитированной трубки из фольги.

Курильщик делает одну-две глубокие затяжки, стремясь как можно дольше удержать дым в легких. Затягиваясь, он держит папиросу между ладонями, чтобы предотвратить утечку дыма. Круг внимания курильщиков ограничен происходящим в группе, т.е. происходит «заражение» компаньонов по курению беспричинным смехом или плачем.

При опьянении препаратами каннабиса возможна частая смена эмоций. Может наблюдаться нарушение координации движений, походки, дрожь рук, покраснение лица или неестественная бледность, расширение зрачков. Очень характерно проявление чувства голода, жажды.

После приема кокаина появляется повышенная активность в двигательных процессах. Наркоманы много двигаются, уходят из дома, хаотично бродят, находясь в приподнятом настроении. Через 2-3 часа после приема наркотика может наступить общий упадок сил, апатия, судорожные припадки, зрительные и слуховые галлюцинации.

Лица, потребляющие эфедрон и первитин, имеют истощенный вид, выглядят старше своего возраста. Глаза запавшие с темными кругами, кожные покровы сухие, очень бледные с сероватым оттенком, на венах многочисленные следы инъекций с ярко выраженной точечной пигментацией. Места инъекций воспалены. Голос осиплый, слабый, язык покрыт трещинами. При опьянении эфедроном, первитином зрачки расширены, наблюдается бессмысленная суетливость, подвижность. Через 3-4 часа возбужденное состояние сменяется вялостью, сонливостью, пропадает аппетит. При передозировке может наблюдаться острый страх с подозрительностью, идеями преследования.

свернуть

Скажи НЕТ наркотикам!

Стоп: Спайс!

Не отнимай у себя будущее! Снюс – новая опасность

Об активизации профилактической работы

Министерство образования Республики Беларусь информирует, что по данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь в стране сохраняется устойчивая тенденция омоложения лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков. Проведенный МВД анализ свидетельствует о том, что в январе-октябре текущего года число обучающихся, совершивших преступления в этой сфере, не только не снижается, но и имеет тенденцию к значительному росту.

Справочно

По состоянию на 01.11.2021г. подозреваемыми по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, признано 169 лиц (за аналогичный период 2020 года — 55), обучающихся в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Эпидемиологическая обстановка наряду с недостаточной реализацией субъектами профилактики имеющегося потенциала оказали существенное влияние на процессы, происходящие в настоящее время в наркосреде. Молодые люди стали активнее реагировать на предложения «легкого заработка», размещаемые на различных интернет-площадках, несмотря на понимание незаконности своих действий.

Факты совершения преступлений, продолжающийся рост интереса к приобретению и потреблению психоактивных веществ, а также к их сбыту со стороны молодежи свидетельствует о том, что проводимая профилактическая работа не приносит ожидаемых положительных результатов, риски увеличения количества обучающихся, вовлеченных в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, по-прежнему остаются высокими.

Необходимо обратить внимание и на тот факт, что несовершеннолетние из разряда потребителей наркотиков, зачастую переходят в состав организованных преступных групп, занимающихся не только сбытом наркотиков, но и организацией нарколабораторий по их изготовлению.

Справочно.

7 октября текущего года в ГУО «СШ № 20 г. Борисова» сотрудниками ОНиПТЛ Борисовского РУВД задержаны четыре ученика 9 «Г» класса указанной школы, жители г. Борисова, которые хранили с целью дальнейшего сбыта 34 гр. особо опасного психотропного вещества мефедрон. В отношении указанных лиц Борисовским районным отделом Следственного комитета Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по ч.З ст. 328 УК Республики Беларусь (далее - УК).

Гродненским межрайонным отделом Следственного комитета Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 328 УК в отношении студента УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», 2003 г.р., который в своей квартире организовал лабораторию по изготовлению наркотиков.

В г. Минске 5 ноября сотрудниками ОНиПТЛ Московского РУВД по месту жительства задержана ученица ГУО «Средняя школа №180 г. Минска», у которой обнаружено и изъято 22,7 гр. особо опасного психотропного вещества альфа-PVP. Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 328 УЛ. Аналогичное уголовное дело возбуждено 6 ноября в отношении ученицы У0 «Средняя школа №35 г. Минска».

В г. Осиповичи 7 ноября сотрудниками ОНиПТЛ Октябрьского РОВД г. Могилева задержаны учащийся УО «Осиповичский государственный профессионально-технический колледж» и ученик 9 класса ГУО «Средняя школа № 2 г. Осиповичи», которые хранили с целью дальнейшего распространения 99 гр. особо опасного психотропного вещества. Установлено, что обучающиеся работали на специализированный интернет-магазин по продаже наркотиков и должны были разложить наркотик по закладкам. Обезкураживает тот факт, что за вовлечение ученика 9 класса в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, его старший «товарищ» получил от интернет-магазина в качестве бонуса 250 долларов США.

Особую обеспокоенность и тревогу вызывает то обстоятельство, что потребление наркотиков обучающимися в немедицинских целях становится причиной их гибели.

Справочно.

07.07.2021 в УЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» с диагнозом «наркотическое отравление» доставлен ученик 11 класса ГУО «Средняя школа №92 г. Минска», который 18.08.2021, не приходя в сознание, скончался.

На сегодняшний день требуется выработка новых, нестандартных и креативных форм и методов профилактики девиантного поведения. Опыт профилактической работы демонстрирует, что одной из высокоэффективных мер является доведение до всех групп риска, а также их родителей и ближайшего окружения наглядной профилактической информации. Такая работа, безусловно, будет способствовать развитию персональных и социальных навыков, уменьшению поведенческих проблем общего характера, а также снижению в будущем интереса к наркотикам до минимума.

свернуть

Профилактика незаконного оборота и потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов

Проблема незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (далее - наркотики) была, есть и будет еще долго оставаться одной из важнейших глобальных мировых проблем, для которой не существует территориальных, национальных или иных границ.

К тому же, учитывая негативные процессы, происходящие в Афганистане, являющимся государством, на территории которого массово производится героин, угроза безопасности мирового сообщества в сфере наркооборота будет только усиливаться.

Именно по этой причине Республикой Беларусь принимались и будут приниматься все возможные меры, направленные на пресечение каналов поступления наркотиков и противодействие их незаконному потреблению и распространению на территории государства.

Сегодня эти вопросы находятся на особом контроле, что объясняется складывающейся в стране ситуацией.

По данным Министерства здравоохранения в 2020 году под наблюдением наркологической службы в стране находилось более 12 тысяч человек.

Кто-то посчитает эти цифры незначительными, учитывая численность населения Республики Беларусь более 9 млн. человек. Но добавив к ним несколько важных составляющих, общая картина меняется весьма существенно.

Во-первых, это не просто статистика, за каждой цифрой стоит судьба человека. Фактически у каждого наркозависимого есть близкие - мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, супруг, супруга, дети и т.д. То есть проблема одного человека выливается в настоящую трагедию для десятка окружающих.

Во-вторых, наркомания очень латентное негативное социальное явление. По мнению ученых, общее число наркозависимых в нашей стране насчитывает около 90 тыс. человек.

При этом следует помнить, что наркомания - это тяжелое, фактически неизлечимое заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества, разрушающее мозг, психическое, физическое здоровье, заканчивающееся преждевременной смертью. Эта болезнь характеризуется жесткой зависимостью человека, его физического и психического состояния от наркотика.

 

Осознав в полной мере этот медицинский факт, становится весьма сложно найти ответ на вопрос: «Почему человек, игнорируя очевидные негативные последствия, пробует наркотики?».

Наркоман - социальный труп. Он равнодушен к общественным делам. Его ничто не интересует. Приобретение и употребление дурманящих веществ становится смыслом его жизни. Наркоманы стремятся приобщить к своему увлечению других. Недаром наркоманию иногда называют эпидемическим неинфекционным заболеванием.

Кратковременный период иллюзии после приема дурмана сменяется нарушением сознания. Потребители неожиданно теряют интерес к учебе, работе, семье. Наступает объективное разрушение личности и ее отчуждение от общества.

Хроническое отравление организма наркотическими препаратами приводит к потере нравственной сдержанности. Угасают жизненные устремления и интересы. Человек утрачивает родственные чувства, привязанность к людям и даже некоторые естественные влечения.

Общая деградация личности в результате приема наркотиков наступает в 10-15 раз быстрее, чем от алкоголя. До среднего возраста наркоманы чаще всего не доживают, умирая от передозировки, от различных болезней или заканчивая самоубийством.

Трагичных исходов, вызванных потреблением наркотиков, масса. Достаточно будет вспомнить ушедших из жизни из-за наркотиков таких известных людей как Мэрилин Монро, Элвис Пресли, Уитни Хьюстон, Курт Кобейн, Владимир Высоцкий, Мурат Насыров. Этот список можно продолжать и продолжать.

Не менее шокирующие примеры имеют место и в нашей жизни.

В июле текущего года в г. Минске трое десятиклассников, желая получить острые ощущения, приобрели метадон. Благо у одного из них здравый смысл превозобладал над глупостью, и он отказался от дегустации. Двое других не сдержались и вдохнули порошок. Спустя пару минут они уже не могли стоять на ногах. Парень, который не потреблял наркотики, довел одного из приятелей до квартиры и уложил в кровать, а второго усадил на скамейку у подъезда его дома.

Родители первого забили тревогу только утром, когда не смогли разбудить сына, вызвали скорую. Весть о госпитализации быстро долетела до приятеля, который отводил его домой, и он стал интересоваться судьбой второго друга. Как бы это не шокировало, но нашел он его лежащим у той же скамейки. Ни прохожим, ни родителям все это время не было никакого дела до молодого парня.

Оба длительное время находились в реанимации, за жизнь одного из них врачи боролись на протяжении трех с половиной недель. Как не 

прискорбно, спасти парня, который встретил свое совершеннолетие в реанимации, так и не приходя в сознание, не удалось.

Правоохранители задержали сбытчика дурмана, ему грозит лишение свободы до 25 лет.

Казалось бы, какие еще аргументы, примеры или факты нужно привести, что бы каждый задумался, стоит ли связываться с наркотиками.

Тем не менее, практически ежедневно в отделения токсикологии учреждений здравоохранения продолжают поступать молодые люди по причине передозировки наркотиками.

Только в первом полугодии текущего года в организации здравоохранения попало 282 человека, 9 из которых несовершеннолетние, 70 человек скончались.

* Причины начала потребления наркотиков у каждого свои: это может быть любопытство (а если только попробую?), психологическое давление, инстинкт подражания (компания), влияние моды, доверчивость (...это не затягивает, ничего не бойся и т.д.), отчаяние, критическая ситуация.

Сегодня потребителями наркотиков все чаще становятся социально-адаптированные и достаточно благополучные подростки, молодые люди из семей с достаточно высоким материальным уровнем жизни и социальным статусом. Это означает, что причины наркомании лежат не только в экономической плоскости. Способствуют вовлечению в наркопотребление и особенности переходного периода от детства к взрослости, характеризующиеся, например, большим количеством свободного времени, специфическими формами проведения досуга (посещение дискотек, ночных клубов, проведение досуга в компаниях), неустойчивым ценностным полем.

Есть только один способ преодолеть эту опасность — воспитать у ребенка готовность в любой момент благоразумно сказать «Нет!» любому эксперименту с наркотиком.

Если вы все же заподозрили ребенка в употреблении наркотика, поговорите с ним, не ругайте. Скажите ему прямо о вашем беспокойстве и его причинах. Твердо заявите ему, что вы против употребления наркотиков и намерены вмешаться в ситуацию.

Если вы не встречаете понимания или сталкиваетесь с негативной реакцией, необходимо прибегнуть к помощи специалиста — нарколога или общественных организаций, занимающихся реабилитаций наркозависимых лиц.

Не откладывайте решительных действий. Если имеются явные признаки потребления наркотиков ребенком, обращайтесь за профессиональной помощью.

Будет уместно напомнить, что наркозависимые и их близкие могут получить помощь и ответы на интересующие вопросы посредством интернет-ресурса «POMOGUT.BY». Звонок в колл-центр бесплатный и анонимный.

В Республике Беларусь нет легальных наркотиков. Все наркотики запрещены и находятся под контролем. Любые действия с ними являются незаконными и лица, вовлеченные в наркооборот, подлежат привлечению к ответственности в соответствии с Уголовным или Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.

К сожалению, несмотря на проводимую в стране широкую информационную кампанию по профилактике наркомании, можно привести немало вполне свежих примеров, когда молодые люди и девушки 15-17 лет, учащиеся высших, средне-специальных заведений и даже школьники задерживались сотрудниками милиции за незаконный оборот наркотиков.

В отдельных случаях поведение молодых людей просто не поддается здравому смыслу.

Так, в мае текущего года у задержанной ученицы одной из средних школ изъята переписка с куратором Интернет-магазина по продаже наркотиков. Из текста следует, что девушка не только осведомлена о последствиях их распространения, но и рассказывала ему об уже задержанных сверстниках, о проводимой профилактической работе инспекцией по делам несовершеннолетних в учебном заведении, делилась с ним своими переживаниями по поводу задержания одноклассницы. Испугавшись последствий, девушка предпринимает попытки прекратить работать закладчицей, но активность и навязчивость куратора магазина приводит к согласию возобновить эту деятельность. В итоге - задержание, арест, суд и изоляция от общества на длительный срок.

Нет никаких сомнений, что участница этих событий сегодня осознала свою ошибку и вряд ли бы совершила ее вновь, будь у нее возможность прожить определенный этап своей жизни заново.

Рост числа молодых людей, вовлеченных в незаконный наркооборот, в первую очередь, связанный со сбытом, вызывает сегодня особую обеспокоенность со стороны всех заинтересованных ведомств и государства в целом.

На сегодняшний день основным ресурсом для распространения наркотиков стал Интернет, активными пользователями которого является каждый из нас.

В глобальной сети часто встречается весьма заманчивая реклама о возможностях быстрого, легкого, а самое главное — немаленького заработка.

 

Как правило, передача таких сообщений происходит через социальные сети либо путем веерной рассылки предложений о высокооплачиваемой работе в мессенджерах.

После заинтересованности в предложении работы общение продолжается в Telegrame или VIPole.

Организаторы интернет-магазинов и сайтов по продаже наркотиков обещают колоссальные деньги всего за незначительную услугу, зачастую скрывая истинные цели и предмет заработка. Приводятся мыслимые и немыслимые аргументы, человека убеждают в легальности работы, отсутствии каких-либо рисков.

Как правило, никто и никогда не видит тех, кто находится по ту сторону компьютера, смартфона или иного гаджета. Тем не менее, многие слепо верят в их обещания и по своей глупости, наивности, желая получить острые ощущения, расценивая это как какой-то квест, вступают в опасную «игру», связанную с распространением наркотиков.

Среди преобладающих к распространению наркотиков относятся такие особо опасные психотропные вещества как пара-метилэфедрон и альфа-PVP. То есть вещества, потребление которых может привести к летальному исходу даже при первичном потреблении. В свою очередь наступившие последствия в виде смерти потребителя влекут для распространителя уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком до 25 лет.

При этом мало кто из так называемых “минеров” успевает заработать. Наниматель будет постоянно откладывать выплату вознаграждения, очередные партии наркотиков для раскладки по тайникам придется приобретать за собственные средства и так до того момента, пока к “работнику” в дверь не постучит милиции. Как правило происходит это в течении от 2 недель до 1,5 месяцев, а некоторые задерживаются при первой попытке заработать легкие деньги. А дальше, как обычно, слезы и осознание свершившегося.

* Парадоксально, но также наивно рассуждают и взрослые, более того, большинство убеждены, что наркотики коснуться кого угодно, но только не их семью.

Выясняется, что многие родители до сих пор не знают, что Интернет и гаджеты не только способствуют развитию ребенка, но и несут серьезную угрозу безопасности.

Пытаясь не нарушить личное пространство ребенка, не обращая внимания на изменения в его поведении, не зная круг общения и, не вникая в образ жизни, папы и мамы узнают о последствиях слишком поздно.

Сюрпризом становится информация о том, что «хорошие» дочь или сын, стали наркосбытчиками или наркоманами.

Это не значит, что вам необходимо полностью оградить ребенка от интернета, да и в наш век это вряд ли получится. Найдите время на общение со своими детьми, объясните, чем опасны наркотики. Будьте внимательны к тому, с кем общается подросток, находясь в социальных сетях. Лучшее решение проблемы — это ее предотвращение: не жалейте времени для своих детей, ведь если произойдет беда и ваш ребенок попадет в сети наркотика или наркодилера, понадобится гораздо больше времени, чтобы спасти его.

Помните, что отношение детей к проблеме наркотиков в немалой степени зависит от ваших с ними взаимоотношений. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство собственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять свое мнение.

Что должно вызывать тревогу:

у подростка появилось много денег;

покупает дорогие вещи;

использует электронные кошельки;

имеет карты на других владельцев;

попытки регистрации на крипто обменных площадках;

часто уходит из дома;

наличие в телефоне фотографий местности;

использует мессенджеры «Vipole», «Telegram»;

наличие в телефоне приложений, позволяющих определять GPS- координаты и накладывать их на фотографии (например NoteCam или его аналоги);

при разговоре использует следующие слова: скорость, гарик, кристалл, меф, алъфач, соль, марафон, приход, кумар и др.;

использование приложений, основная цель которых — скрыть истинное местонахождение пользователя в сети;

наличие электронных весов, пакетиков для упаковки, респиратора.

Наркобизнес сегодня безлик, жесток, беспринципен и беспощаден. Лица, попавшие в сети наркобизнеса через объявления в Интернете, становятся расходным материалом. Единственная цель нанимателей - это обогащение за счет судеб, жизней и здоровья молодых и наивных людей.

Многие, кто встал на опасный путь торговли наркотиками в какой-то момент все же понимают, что сделали не правильный выбор и хотят выйти из этого бизнеса, но оказывается, что одного желания недостаточно.

Вербовщики, как правило, при приеме на работу требуют от человека паспортные данные, которые именно в таких случаях используют в целях шантажа и угроз, обещая придать огласке их незаконную деятельность.

 
 

И страх перед этим заставляет продолжать работать на «хозяина» до уже известного и скорого финала.

** За 6 месяцев за незаконный оборот наркотиков к уголовной ответственности привлечено 36 лиц, не достигших 18-летнего возраста. Всего же за указанный период задержано 123 лица, обучающихся в средних, средне-специальных и высших учебных заведениях.

У большинства из них особо тяжкий состав, а это от 6 до 15 лет лишения свободы (третья часть статьи 328 УК).

Следует помнить, что уголовная ответственность на незаконный сбыт наркотиков, предусмотренная ст. 328 УК, наступает с 14 лет и предусматривает наказание в виде лишения свободы от 3 до 25 лет.

В свою очередь в соответствии с действующим законодательством под незаконным сбытом наркотиков понимается как возмездная, так и безвозмездная их передача другим лицам, которая может быть осуществлена посредством продажи, дарения, обмена, уплаты долга, дачи взаймы и иным способом.

*/* ** В первом полугодии 2021 года органами внутренних дел выявлено 2285 наркопреступлений, из них 1287 преступлений, связанных со сбытом.

Установлено 980 лиц, совершивших наркопреступления, из них 327, совершивших сбыт психоактивных веществ.

Из незаконного оборота изъято 42,5 кг наркотических средств и 41,6 кг психотропных веществ. В январе-июне т.г. выявлено и пресечено 17 каналов поставок наркотиков на территорию страны из-за границы.

По материалам сотрудников наркоконтроля в отчетном периоде пресечена деятельность 5 интернет-магазинов по продаже наркотиков. В Министерство информации направлены уведомления о необходимости ограничения доступа к 101 сайту, содержащему информацию, связанную с распространением наркотиков.

В МВД на сегодняшний день имеются действенные инструменты для того, чтобы эффективно противостоять распространению наркотиков, но, к сожалению, первыми в поле зрения, зачастую, попадают те, кого наняли на работу, кто стал разменной монетой и просто материалом для зарабатывания денег.

Единственное решение, позволяющее избежать медицинских и правовых последствий, связанных с незаконным оборотом наркотиков, никогда, ни при каких обстоятельствах не связываться с ними.

 
 

* - дополнительная информация для родителей

** - актуальные сведения можно получить на сайте Министерства внутренних дел (mvd.gov.by)

свернуть