Антикоррупционная деятельность

Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей (статья 1 Закона).

К государственным должностным лицам относятся Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам (статья 1 Закона).

Таким образом, лицо, занимающее должность в государственной организации и относящееся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, является государственным должностным лицом.

Коррупционные правонарушения:

вымогательство государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей, кроме предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда;

предложение или предоставление государственному должностному или приравненному к нему лицу либо иностранному должностному лицу имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц в обмен на любое действие или бездействие при исполнении служебных (трудовых) обязанностей;

действие или бездействие государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица при исполнении служебных (трудовых) обязанностей в целях незаконного извлечения выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц;

незаконное использование или умышленное сокрытие имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом от любой деятельности, указанной в абзацах втором, третьем и пятом части первой настоящей статьи;

принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий;

принятие приглашения государственным должностным или приравненным к нему лицом в туристическую, лечебно-оздоровительную или иную поездку за счет физических и (или) юридических лиц, за исключением следующих поездок: по приглашению близких родственников; осуществляемых в соответствии с международными договорами Республики Беларусь или на взаимной основе по договоренности между государственными органами Республики Беларусь и иностранными государственными органами за счет средств соответствующих государственных органов и (или) международных организаций; по приглашению иных физических лиц, если отношения с ними не затрагивают вопросов служебной (трудовой) деятельности приглашаемого; осуществляемых с согласия вышестоящего должностного лица либо коллегиального органа управления для участия в международных и зарубежных научных, спортивных, творческих и иных мероприятиях за счет средств общественных объединений (фондов), в том числе поездок, осуществляемых в рамках уставной деятельности таких общественных объединений (фондов) по приглашениям и за счет зарубежных партнеров;

передача государственным должностным лицом физическим лицам, а также негосударственным организациям бюджетных средств или иного имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;

использование государственным должностным лицом в личных, групповых и иных внеслужебных интересах предоставленного ему для осуществления государственных функций имущества, находящегося в государственной собственности, если это не предусмотрено актами законодательства Республики Беларусь;

использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества.

Ответственность (статья 2 Закона)

Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

 

Антикоррупционное законодательство

Под антикоррупционным законодательством следует понимать совокупность нормативных правовых актов, которые определяют понятие коррупции, коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, предусматривают систему мер борьбы с коррупцией, регламентируют права и обязанности государственных органов, иных организаций и граждан в сфере борьбы с коррупцией, устанавливают ответственность за коррупционные проявления, закрепляют порядок устранения последствий коррупции.

 К антикоррупционному законодательству относятся:

  • Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г.№ 305-З "О борьбе с коррупцией"
  • Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003г. № 204-З «О государственной службе в Республики Беларусь»
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011г. № 1732 «Об утверждении Типового положения о комиссии по противодействию коррупции»
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2018 г. № 502 О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2019 г. № 267 Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2011 г. № 1732
  • Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества»
  • Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З
 
свернуть

ПЕРЕЧЕНЬ коррупционных преступлений

1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).

2. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч.3 ст. 228 УК).

3. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч.3 ст. 235 УК).

4. Финансирование террористической деятельности, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 ст. 2901 УК).

5. Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 424 УК).

6. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 425 УК).

7. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч.3 ст. 426 УК).

8. Служебный подлог (ст. 427 УК).

9. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК).

10. Получение взятки (ст. 430 УК).

11. Дача взятки (ст. 431 УК).

12. Посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК).

13. Получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433 УК).

14. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК).

 

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии по противодействию коррупции

 

  1. Настоящим положением определяется порядок создания и деятельности в государственном учреждении образования «Вольковская средняя школа» (далее - учреждение) комиссий по противодействию коррупции (далее – комиссии).
  2. Комиссия создается директором школы в количестве не менее пяти членов. Председателем комиссии является директор. Секретарь комиссии избирается на заседании комиссии из числа ее членов.

Состав комиссии формируется из числа работников учреждения.

  1. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией», иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением.
  2. Основными задачами комиссии являются:

аккумулирование информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией, совершенных работниками учреждения;

обобщение и анализ поступающей, в том числе из государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками учреждения;

своевременное определение коррупционных рисков и принятие мер по их нейтрализации;

разработка и организация проведения мероприятий по противодействию коррупции в учреждении, анализ эффективности принимаемых мер;

взаимодействие с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;

рассмотрение вопросов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

рассмотрение вопросов соблюдения правил этики (корпоративной этики);

принятие мер по устранению последствий коррупционных правонарушений, правонарушений, создающих условия для коррупции, и иных нарушений антикоррупционного законодательства.

  1. Комиссия в целях решения возложенных на нее задач осуществляет следующие основные функции:

участвует в пределах своей компетенции в выполнении поручений вышестоящих государственных органов по предотвращению правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений;

ведет учет поступающей из правоохранительных и контролирующих органов, иных государственных органов и организаций и содержащейся в обращениях граждан и юридических лиц информации о нарушениях антикоррупционного законодательства работниками учреждения и анализирует такую информацию;

взаимодействует с государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, общественными объединениями и иными организациями по вопросам противодействия коррупции;

принимает в пределах своей компетенции решения, а также осуществляет контроль за их исполнением;

разрабатывает меры по предотвращению либо урегулированию ситуаций, в которых личные интересы работника учреждения, его супруги (супруга), близких родственников или свойственников влияют либо могут повлиять на надлежащее исполнение этим работником своих служебных (трудовых) обязанностей;

разрабатывает и принимает меры по вопросам борьбы с коррупцией;

рассматривает предложения членов комиссии о совершенствовании методической и организационной работы по противодействию коррупции;

вырабатывает предложения о мерах реагирования на информацию, содержащуюся в обращениях граждан и юридических лиц, по вопросам проявлений коррупции;

рассматривает предложения членов комиссии о поощрении работников, оказывающих содействие в предотвращении проявлений коррупции и их выявлении, выявлении правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений;

осуществляет иные функции, предусмотренные положением о комиссии.

  1. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с планами работы на календарный год, утверждаемыми на ее заседаниях.

План работы комиссии на календарный год с перечнем подлежащих рассмотрению на заседаниях комиссии вопросов должен быть размещен на официальном сайте учреждения  не позднее 15 дней со дня его утверждения.

  1. Не могут являться одновременно членами комиссии лица, состоящие в браке или находящиеся в отношениях близкого родства или свойства.
  2. Председатель комиссии:

несет персональную ответственность за деятельность комиссии;

организует работу комиссии;

определяет место и время проведения заседаний комиссии;

утверждает повестку дня заседаний комиссии и порядок рассмотрения вопросов на ее заседаниях, при необходимости вносит в них изменения;

дает поручения членам комиссии по вопросам ее деятельности, осуществляет контроль за их выполнением;

незамедлительно принимает меры по предотвращению конфликта интересов или его урегулированию при получении информации, указанной в абзаце седьмом части первой пункта 10 настоящего Положения.

В случае отсутствия необходимого количества членов комиссии на ее заседании председатель комиссии назначает дату нового заседания, но не позднее чем через месяц со дня несостоявшегося заседания.

  1. Член комиссии вправе:

вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;

выступать на заседаниях комиссии и инициировать проведение голосования по внесенным предложениям;

задавать участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;

знакомиться с протоколами заседаний комиссии и иными материалами, касающимися ее деятельности;

в случае несогласия с решением комиссии изложить письменно особое мнение по рассматриваемому вопросу, подлежащее обязательному приобщению к протоколу заседания комиссии;

осуществлять иные полномочия в целях выполнения возложенных на комиссию задач и функций.

  1. Член комиссии обязан:

принимать участие в подготовке заседаний комиссии, в том числе формировании повестки дня заседания комиссии;

участвовать в заседаниях комиссии, а в случае невозможности участия в них сообщать об этом председателю комиссии;

по решению комиссии (поручению ее председателя) принимать участие в проводимых мероприятиях по выявлению фактов совершения правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, а также неисполнения законодательства о борьбе с коррупцией;

не совершать действий, дискредитирующих комиссию;

выполнять решения комиссии (поручения ее председателя);

незамедлительно в письменной форме уведомить председателя комиссии о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения в связи с исполнением обязанностей члена комиссии;

добросовестно и надлежащим образом исполнять возложенные на него обязанности.

Член комиссии несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

  1. Секретарь комиссии:

обобщает материалы, поступившие для рассмотрения на заседаниях комиссии;

ведет документацию комиссии;

извещает членов комиссии и приглашенных лиц о месте, времени проведения и повестке дня заседания комиссии;

обеспечивает подготовку заседаний комиссии;

обеспечивает ознакомление членов комиссии с протоколами заседаний комиссий;

осуществляет учет и хранение протоколов заседаний комиссии и материалов к ним.

  1. Воспрепятствование членам комиссии в выполнении ими своих полномочий не допускается и влечет применение мер ответственности в соответствии с законодательными актами.
  2. 121. Граждане и юридические лица вправе направить в учреждение, в котором создана комиссия, предложения о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии.

Предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии, рассматриваются на заседании комиссии и приобщаются к материалам данного заседания.

К предложениям граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и порядку их рассмотрения применяются требования, предусмотренные законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

В случае несогласия с результатами рассмотрения предложения о мерах по противодействию коррупции гражданин, юридическое лицо вправе направить соответствующее предложение о мерах по противодействию коррупции в вышестоящий государственный орган (организацию) и (или) иной государственный орган в соответствии с компетенцией, установленной законодательством о борьбе с коррупцией.

  1. Заседания комиссии проводятся по мере необходимости, в том числе для рассмотрения выявленных комиссией в ходе ее деятельности конкретных нарушений антикоррупционного законодательства, в том числе правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, но не реже одного раза в полугодие. Решение о созыве комиссии принимается председателем комиссии или по предложению не менее одной трети ее членов.

В заседании комиссии участвуют представители юридических лиц и граждане, в отношении которых председателем комиссии принято решение об их приглашении на это заседание.

В ходе заседания рассматриваются вопросы, связанные:

с установленными нарушениями работниками государственного органа (организации) и подчиненных организаций антикоррупционного законодательства, применением к ним мер ответственности, устранением нарушений, их последствий, а также причин и условий, способствовавших совершению названных нарушений;

с соблюдением в учреждении порядка осуществления закупок товаров (работ, услуг);

с правомерностью использования имущества, выделения работникам учреждения заемных средств;

с обоснованностью заключения договоров на условиях отсрочки платежа;

с урегулированием либо предотвращением конфликта интересов.

Помимо вопросов, указанных в части третьей настоящего пункта, на заседании рассматриваются предложения граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и другие вопросы, входящие в компетенцию комиссии.

  1. Комиссия правомочна принимать решения при условии присутствия на заседании более половины ее членов. Решение комиссии является обязательным для выполнения работниками учреждения. Невыполнение (ненадлежащее выполнение) решения комиссии влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
  2. Члены комиссии обладают равными правами при обсуждении проектов решений. Решения принимаются простым большинством голосов от общего количества членов комиссии, присутствующих на ее заседании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии. Решения комиссии оформляются протоколом.
  3. В протоколе указываются:

место и время проведения заседания комиссии;

наименование и состав комиссии;

сведения об участниках заседания комиссии, не являющихся ее членами;

повестка дня заседания комиссии, содержание рассматриваемых вопросов и материалов;

принятые комиссией решения;

сведения о приобщенных к протоколу заседания комиссии материалах.

  1. Протокол заседания комиссии готовится в 10-дневный срок со дня его проведения, подписывается председателем и секретарем комиссии, после чего в 5-дневный срок доводится секретарем комиссии до ее членов и иных заинтересованных лиц.

 

 

свернуть

План мероприятий по противодействию коррупции в ГУО "Вольковская средняя школа" на 2020 год

                                 

№ п/п

Наименование мероприятия

 

Срок исполнения

Исполнители

1

Организация работы комиссии  по профилактике коррупционных правонарушений, обновление её состава

ежегодно

Председатель комиссии

2

Разработка и утверждение плана мероприятий по противодействию коррупции в ГУО «Вольковская средняя школа»

январь

Председатель комиссии

3

Проведение заседания комиссии  по противодействию коррупции

не реже 1 раза в полугодие

Председатель комиссии

4

Своевременное представление государственными должностными лицами обязательств, установленных ст.17 Закона Республики Беларусь «О борьбе  с коррупцией» и ст.23 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», деклараций о доходах и имуществе

ежегодно до 1 марта

Руководитель учреждения

5

Контроль за обоснованностью распределения часов педагогической нагрузки. Рассмотрение и оперативное реагирование на жалобы и иные факты, связанные с распределением педагогической нагрузки

август, январь

Члены комиссии

6

Обеспечение контроля за рациональным использованием внебюджетных средств, в пределах утвержденных смет и расходов

постоянно

Члены комиссии

7

Осуществление контроля за целевым эффективным расходованием бюджетных средств, использованием и  обеспечением сохранности государственного имущества, осуществлением хозяйственной деятельности

постоянно

Председатель комиссии, члены комиссии

8

Проведение ежегодных инвентаризаций, обеспечение учета материальных ценностей в соответствии с действующими нормативными правовыми документами

постоянно

Бухгалтер отдела по образованию, члены комиссии

9

Анализ совершенных коррупционных правонарушений на основании информации, представленной правоохранительными органами, в целях дальнейшего предупреждения возможных правонарушений

По мере поступления информации

Члены комиссии

10

Об итогах работы комиссии по противодействию коррупции в учреждении образования в 2020 г.

декеабрь

Председатель комиссии

11

Организация изучения членами комиссии антикоррупционного законодательства

постоянно

Председатель комиссии

12

Обеспечение проведения работы по разъяснению в коллективе законодательства, направленного на укрепление дисциплины и порядка, исключению случаев уголовно-наказуемых действий, связанных с нарушением антикоррупционного законодательства

постоянно

Председатель комиссии

13

Предупреждение фактов сбора денежных средств на приобретение подарков для педагогических работников в период выпускных экзаменов, вечеров и других мероприятий в школе                                                                                       

постоянно

Председатель комиссии

14

Осуществление контроля за получением, учетом, хранением, заполнением и выдачей документов государственного образца об образовании

июнь

Председатель комиссии

15

Предупреждение необоснованного отвлечения учащихся от занятий на различные виды работ, не связанные с учебным процессом и исполнением уставных функций школы

постоянно

Председатель комиссии

16

Размещение на сайте учреждения образования информации об антикоррупционном законодательстве

постоянно

Председатель комиссии

17

Размещение на сайте учреждения образования информации о деятельности Попечительского совета

постоянно

Председатель комиссии, члены комиссии, члены Попечительского совета

18

Обеспечение регулярной отчетности, в т.ч. письменной, перед родителями учащихся о расходовании средств, поступивших в виде безвозмездной помощи

постоянно

Председатель комиссии

19

Размещение на стендах учреждения образования контактных телефонов горячих линий, мини-плакатов, социальной рекламы, направленных на профилактику коррупционного поведения

постоянно

Председатель комиссии, члены комиссии

20

Рассмотрение обращений граждан, содержащих факты коррупции. Внесение предложений по привлечению к ответственности виновных лиц при подтверждении таких фактов

постоянно

Председатель комиссии

21

Осуществление контроля за организацией приема на работу в соответствии со штатным расписанием школы

постоянно

Члены комиссии

22

Проведение мониторинга по вопросам соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины, исполнение антикоррупционного законодательства

постоянно

Члены комиссии

 

свернуть

О создании комиссии по противодействию коррупции

         В целях совершенствования работы по предупреждению коррупции в государственном учреждении образования "Вольковская средняя школа",  в соответствии с Типовым положением о комиссии по противодействии коррупции, утверждённым Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 26.12.2011 № 1732

ПРИКАЗЫВАЮ:

         1.Создать в учреждении образования комиссию по противодействию коррупции в следующем составе:

Бизева Валентина Ивановна, директор школы, председатель комиссии;

Тиунчик Надежда Антоновна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, член комиссии;

Полякова Елена Станиславовна, председатель профкома, член комиссии;

Куратник Марина Михайловна, учитель биологии, член комиссии.

  1. Утвердить примерное Положение о комиссии по противодействию коррупции государственного учреждения образования «Вольковская средняя школа» по предупреждению коррупционных правонарушений.
  2. Комиссии в своей работе руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией» и другими актами законодательства, в том числе Типовым положением, положением о комиссии.

         4.Заседание комиссии проводить по мере необходимости, в том числе для рассмотрения обнаруженных комиссией конкретных правонарушений, создающих условия для коррупции и коррупционных правонарушений, но не реже одного раза в полугодие.

 

Директор школы                                                                  В.И.Бизева

 

свернуть

График проведения заседаний комиссии по противодействию коррупции ГУО «Вольковская средняя школа» в 2020 году

 

Дата

 

Повестка заседания

Место и время проведения

03.01.2020

1. Решение организационных вопросов

2. О рисках коррупционного характера в учреждениях образования. Предупреждение фактов сбора денежных средств на приобретение подарков для педагогических работников

3. Об утверждении плана работы комиссии по противодействию коррупции на 2020 год

 

Кабинет №4

11.00

12.06.2020

1.Об выполнении Плана работы комиссии по противодействию коррупции ГУО «Вольковская средняя школа» за первое полугодие 2020 года

2. О контроле за получением, учетом, хранением, заполнением и выдачей документов государственного образца об образовании

3.О контроле за предварительным распределением педагогической нагрузки на 2020/2021 уч. год

Кабинет №4

11.00

30.12.2020

1. Об итогах работы комиссии по противодействию коррупции ГУО «Вольковская средняя школа» за 2020 год

2.Рассмотрение предложений членов комиссии по противодействию коррупции ГУО «Вольковская средняя школа» по формированию плана работы на 2021 год

Кабинет №4

11.00

свернуть