Советы психолога

Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?

• Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителя в присутствии детей;
• Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, подумайте, все ли Вы сами делаете правильно;
• В случае неприятностей в школе поговорите с учителем. Поверьте - он всегда пойдет Вам навстречу;
• Следите, чтобы ребенок высыпался;
• Пусть ребенок видит, что Вы интересуетесь его успехами в школе;
• Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок любил читать - читайте как можно больше сами;
• Принимайте участие в жизни класса - ребенку будет приятно, что школа стала частью Вашей жизни;
• Поддерживайте ребенка - он не должен потерять веру в свои силы.


 

Детские страхи 

Во все времена детским страхам придавалось большое значение. Это явление наблюдалось всегда, потому что детское восприятие тонко и ранимо, ребенок очень восприимчив и отзывчив как на доброе, так и на злое воздействие, его воображение работает, так сказать «на полную мощность».

А сегодня, в век тотальных нервных перегрузок, дети как наиболее слабое и беззащитное звено общества, требуют особого внимания. Что может обусловить испуг, что приведет к привычному страху, станет основой детской нервозности и в дальнейшем может лишить человека душевного здоровья!

Детский страх кроется в таких вещах, о каких взрослый может даже не догадываться. Например, небрежно брошенное слово, показавшееся страшным. Поэтому надо быть очень внимательным к мелочам. Заметив подобный страх, ни в коем случае не высмеивать, не загнать этот непонятный взрослому страх внутрь, не называть малыша трусишкой.

Ребенок может бояться темноты. Нужно в этом случае побыть с ним, или зажечь ночник, или оставить дверь полуоткрытой, чтобы ребенка успокаивала полоска света. Только не ругать, только не дразнить, только не позволять себе никакого насилия. Надо спеть колыбельную песню, поцеловать на сон грядущий. Это успокаивает ребенка, дает ему почувствовать, что он не один в этом пугающем мире.

Надо всеми способами укреплять у ребенка уверенность в себе, потому что только уверенный в себе человек преодолеет в себе страх, а запуганный и зажатый вряд ли со своим страхом справиться. Часто родители сами запугивают ребенка. Очень удобно напугать собакой, которая укусит, стариком, который посадит в мешок и унесет, и даже знакомой тетей, которой его отдадут в случае неповиновения. Но все эти "удобные средства" чаще всего приводят к возникновению устойчивых страхов и фобий.

В связи с вышесказанным хочется ещё призвать родителей с большой осторожностью доверять своего ребенка чужим людям. Пусть даже доброжелательным, но которые по своей невнимательности, неосведомленности, некомпетентности в области детской психологии, вовсе даже не желая того, могут нанести ребенку серьезную душевную травму, послужить причиной того, что в народе издавна именуется "испугом".

Депрессии у детей.

Если ваш ребёнок на протяжении нескольких недель слишком замкнут и часто плачет – это признаки сильной депрессии, однако иногда депрессия у детей выражается в раздражительности и агрессивном поведении. С такими детьми трудно находить общий язык. Если вы замечаете резкую перемену в поведении ребёнка, постарайтесь выяснить причину этого. Поинтересуйтесь, что его беспокоит. Ребёнку необходима помощь. Возможно, придётся сводить его на приём к психиатру или психологу. Иногда может потребоваться применение лекарственных препаратов.


ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС,

ДАЙТЕ ЛЕТОМ ЕМУ НАИГРАТЬСЯ

 

Прежде всего, обучение в школе - это достаточно тяжелая в умственном и физическом плане работа. Поэтому ребенок должен быть физически к ней готов. Наличие острых и хронических заболеваний не означает невозможность обучения, но требует обязательной консультации у медиков.

Вторую группу признаков готовности к школьному обучению составляют признаки социальной готовности. Если ваш ребенок активно играет со сверстниками, живо интересуется всем происходящим, любит задавать вопросы, значит, его социальное развитие благоприятно для начала школьных занятий. Чрезмерная робость, боязливость, застенчивость в общении с посторонними людьми, безразличие к самому себе могут на первых порах усложнить процесс адаптации (привыкания) к школе, но опять-таки не означают невозможность обучения. Таким детям лишь требуются более внимательное и заботливое отношение со стороны родителей и учителей и грамотное руководство их деятельностью.

Очень важным моментом является и интеллектуальная готовность ребенка к школе. Количество знаний и умение справляться с различными заданиями на смекалку и сообразительность, умение читать, конечно, являются показателем готовности вашего ребенка к обучению. Но здесь необходимо учитывать следующие психологические моменты.

С 2000 года все начальное образование переходит на обучение по четырехлетней программе. Это сделано для того, чтобы разгрузить первоклассников, сохранить их здоровье. Ваш ребенок вместе с остальными детьми будет учиться делать то, что он уже умеет. Довольно часто бывает, что на этом первоначальном этапе обучения дети, уже владеющие этими навыками, теряют интерес к учебе ("я и так все это знаю") и останавливаются в развитии. Учебной деятельности, как таковой, в этот момент у него не происходит, ребенку откровенно скучно. Когда запас знаний, полученных до школы, будет исчерпан, могут возникнуть проблемы с учебой: интерес потерян, появляются первые признаки неуспеха и возникает необходимость напряженно трудиться.

Поэтому, если ваш ребенок очень много знает, умеет читать, писать и считать, то, может быть, имеет смысл отдать его в гимназию, где уровень сложности для него будет оптимальным для поддержания интереса к учебе. Но, принимая такое решение, подходите к нему объективно, действуя в интересах ребенка, а не с точки зрения удовлетворения вполне понятного родительского тщеславия.

Обычно только к 7 годам у ребенка появляется потребность сменить игровую деятельность на учебную, так как игра перестает быть для него лучшим источником развития. Но среди первоклассников встречаются дети, которые не наигрались. Примерно 15% учащихся первых классов, по результатам опросов, ходят в школу, потому что там есть с кем поиграть на переменах.

В дошкольном возрасте существует прекрасная возможность развития у ребенка психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления. Подмена развития обучением (что наблюдается в некоторых детских садах) как раз и может спровоцировать все вышеизложенные негативные моменты.

В книжных магазинах сейчас можно найти довольно много литературы для родителей по развитию у детей памяти, логического мышления, внимания. Детям обычно очень нравятся эти упражнения, они охотно будут отыскивать зверей, спрятавшихся на картинке, искать выход из запутанного лабиринта, придумывать слова на предложенные буквы и т.п. Это гораздо более полезно для психики ребенка летом перед первым классом, чем сидеть и учиться писать буквы и цифры, тем более если у него нет сейчас такого желания, а занятия с ним обусловлены только тревогой родителей за его будущие школьные успехи. Важно не отбить интерес к учебе еще до школы, не вызвать отвращение к познавательной деятельности, чтобы будущая учеба стала не только трудом, но и радостью.


«Профилактика неврозов»

Первоклассник в семье - это перемена жизни в семье. Мало оборудовать рабочее место малышу, надо, выражаясь высоким слогом, выработать единую тактику в отношении к первоклашке. Ужасно, если папа чуть ли не за ремень хватается, чтобы наказать за плохую отметку, а мама в паре с бабушкой убеждает "виновника", что папа злой, а они добрые, не дадут в обиду. Не заметите, как станет от такого воспитания малыш эгоистом, потеряет уважение к вам.

Дети привыкли смотреть телевизор, не могут обойтись без «Спокойной ночи малыши». Не лишайте их привычного удовольствия. Не заставляйте в это время читать, писать буквы и т.д. Пусть поглядит "телик". Но вот после передачи в постель. Обязательно в девять вечера малыш должен отправляться в постель. Неважно, что он не сразу уснет, пусть поиграет в куклы, пособирает самолётики. Можно ему в это время почитать книжку, рассказать самому сказку. Но никакой двигательной активности! Иначе ребёнок не отдохнёт и утром с трудом встанет собираться в школу.

В первом полугодии в первом классе, как правило, нет домашнего задания. Но хотелось бы чтобы, папы и мамы находили время для каких-то незатейливых занятий, помогали ему адаптироваться в школьную жизнь. Почаще поощряйте его, не скупитесь на похвалы.

Детская психика более ранима, чем взрослая. Она беззащитна перед неблагоприятным воздействием среды. Конфликты в семье, в школе, всевозможные стрессы для малыша опасны. Не забудьте, что неврозы взрослых чаще родом из детства. Ваш малыш быстро устает, у него снизилось артериальное давление, он не может сосредоточиться, капризен, плохо спит – это сигналит невроз. Конечно, прежде всего, надо избавиться от причин его поддерживающих. Терпение, доброжелательность, правильный режим дня, полноценное питание, закаливание – слагаемые успеха.

Пожалуйста, не кормите ребёнка успокаивающими таблетками. Попробуйте вот такое народное средство: 7 граммов сбора цветов боярышника, травы вереска, корня валерианы, соломы овса, залить 1,5 стакана кипятка, 3 минуты кипятить, 2 часа настаивать в термосе. Принимать по 1/4 стакана 5 раз в день. Последний раз на ночь можно дать двойную дозу.

Продолжительность курса фитотерапии зависит от степени клинических проявлений невроза, индивидуальности ребёнка.


Советы психолога родителям первоклассников

  1. Постарайтесь взять отпуск к первому сентября, хотя бы на две недели.    2. Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для 6-7-летних детей. Поэтому ребёнок должен иметь возможность гулять, отдыхать и делать уроки без спешки. Если же занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего малыша, начните водить его туда за год до начала учёбы или уже со второго полугодия первого класса.      3. Составьте с первоклассником распорядок дня, вместе следите за его соблюдением. Лучше еще до школы начать приучать будущего первоклассника к новому режиму, постепенно сдвигая время подъема и отхода ко сну. Вам придется проявить твердость и настоять на том, чтобы ребенок отправлялся спать не позднее девяти часов вечера, в том числе и в выходные. Часа за полтора до сна стоит прекратить просмотр телепередач и буйные игры. Естественно, что и уроки следует закончить никак не позднее. Лучше всего, пойдите с малышом на полчасика прогуляться перед сном, поговорите с ним о прошедшем дне, успокойте, если его что-то волнует.      4. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.     5. Позаботьтесь, чтобы у ребенка оставалось достаточно времени для игр, прогулок и общения со сверстниками.     6. Интересуйтесь у ребёнка, как прошёл учебный день, что было интересным, новым, удивительным. Подобное ваше участие и интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребёнка.     7. Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребёнка.     8. Не сравнивайте ребёнка с одноклассниками, как бы они ни были вам симпатичны или наоборот. Уважайте индивидуальность своего ребёнка, любите и принимайте его таким, какой он есть.     9. Будьте последовательны в своих требованиях. Например, если стремитесь, чтобы ребёнок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте ему возможность почувствовать себя повзрослевшим.     10. С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не получается, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе повторять? Когда же ты, наконец, научишься?» и т.п. – кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут.     11. Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10 – 15 минут. Поэтому, при выполнении заданий, через каждые 10 – 15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку.     12. Компьютеры, телевизоры и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день - так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
  2. Больше всего на свете в течение первого года обучения ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то и нет. И если Вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний Ваш ребенок потеряет веру в себя.