Как учителю говорить с детьми о COVID-19?

В то время как люди во всём мире принимают меры предосторожности для защиты себя, своей семьи и своей общины от коронавирусной инфекции (COVID-19), также важно, чтобы дети продолжали учёбу, и чтобы это происходило в доброжелательной, уважительной, инклюзивной обстановке, когда детям оказывается необходимая поддержка.

Школы и учителя играют в этом важную роль. Обмен достоверной информацией, основанной на научных данных о COVID-19, поможет уменьшить страхи и тревоги учащихся по поводу заболевания и поможет им справиться с вторичными эффектами, вызванными эпидемией. 

Вот несколько советов учителям, с помощью которых они могут приобщить учащихся разных возрастов (воспитанников дошкольных учреждений, учеников начальных, средних и старших классов) к мерам профилактики и защиты от COVID-19 и других вирусов. Любые обсуждения и мероприятия должны всегда проводиться с учётом потребностей детей. Рекомендации, которые дает ваша школа, местные и/или национальные органы власти, должны ссылаться на данные и рекомендации авторитетных источников, таких как ЮНИСЕФ и Всемирная организация здравоохранения.

Воспитанники дошкольных учреждений

  • В первую очередь научите детей правильному поведению, нацеленному на сохранение и поддержание здоровья. Например, они должны знать, что при кашле и чихании нужно прикрывать рот локтём и что нужно мыть руки. Подробнее о том, как избежать риска заражения, читайте здесь.
  • Один из лучших способов защитить детей от коронавирусной инфекции и других заболеваний - это просто поощрять регулярное мытьё рук в течение 20 секунд. Беседа про это не должна напугать ребёнка.  Подробнее о том, как правильно мыть руки, читайте здесь.
  • Придумайте, как следить за тем, чтобы дети мыли руки, и методы поощрения за частое и своевременное мытьё рук.
  • С помощью игрушек или кукол продемонстрируйте симптомы (чихание, кашель, высокая температура), что делать, если дети чувствуют себя плохо (например, если у них болит голова, болит живот или если они чувствуют жар или чрезмерную усталость) и как утешить того, кто болеет (культивируйте в ребёнке чувство сострадания и развивайте его способности позаботиться о себе).
  • Во время групповых игр сделайте так, чтобы дети сели подальше друг от друга, вытянули руки и «взмахивая крыльями» смогли научиться соблюдать между собой и своими друзьями достаточную дистанцию, чтобы не прикасаться друг к другу.

 

Ученики начальных классов средней школы

  • Внимательно выслушайте детей и выясните причины их беспокойства, ответьте на их вопросы в соответствии с их возрастом. Не перегружайте их слишком большим количеством информации. Поощряйте их выражать свои чувства. Обсудите различные эмоции, которые они могут испытывать, и объясните, что это нормальная реакция на нестандартную ситуацию.
  • Подчеркните, что дети могут многое сделать, чтобы защитить себя и других. Например, объясните им концепцию социального дистанцирования (держаться на определённом расстоянии  от друзей, избегать больших скоплений людей, не дотрагиваться до людей, если нет в этом необходимости и т. д.). Кроме того, сосредоточьтесь на выработке у детей навыков поведения, нацеленного на сохранение и поддержание здоровья, например, чтобы они прикрывали рот локтем при кашле и чихании и мыли руки. Подробнее о том, как избежать риска заражения, читайте здесь.
  • Расскажите детям об основных методах профилактики и контроля заболеваний. Используйте упражнения, демонстрирующие пути распространения микробов. Например, вы можете налить в бутылку, имеющую крышку-распылитель, окрашенную воду и распылить её содержимое на лист белой бумаги, а затем понаблюдать, как капли расползаются по бумаге.
  • Покажите на конкретном примере, почему так важно мыть руки с мылом в течение 20 секунд. Например, высыпьте на ладонь ученика небольшое количество блесток и попросите его смыть их только с помощью воды и посмотреть, сколько блесток останется после этого на ладони. Затем попросите его помыть руки с мылом в течение 20 секунд и покажите ему, что он смог смыть при этом и блестки.
  • Попросите учащихся проанализировать тексты, чтобы выявить рискованное поведение, и предложить способы изменить такое поведение.  Например, учитель приходит в школу простуженным. Он чихает, прикрывая нос ладонью. Далее он пожимает руку коллеге. После этого он вытирает руки носовым платком, затем идёт в класс, чтобы провести урок. Почему поведение учителя является высоко рискованным? Как он должен был бы вести себя правильно в описанной ситуации?

Ученики средних классов средней школы

  • Внимательно выслушайте детей и выясните причины их беспокойства, ответьте на их вопросы.
  • Подчеркните, что дети могут многое сделать, чтобы защитить себя и других. Например, объясните им концепцию социального дистанцирования и сосредоточьтесь на выработке у детей навыков поведения, нацеленного на сохранение и поддержание здоровья, например, чтобы они прикрывали рот локтем при кашле и чихании и мыли руки. Подробнее о том, как избежать риска заражения, читайте здесь.
  • Напомните учащимся, что они могут научить членов своей семьи правильному поведению, нацеленному на сохранение и поддержание здоровья.
  • Поощряйте учащихся противостоять стигме и предотвращать её. Обсудите, какую реакцию у них может вызвать дискриминация, и объясните, что такая реакция нормальна в чрезвычайных ситуациях. Поощряйте их выражать свои чувства и делиться ими, а также объясните, что страх и стигма могут усугубить сложную ситуацию. Слова имеют значение, и использование лексики, закрепляющей существующие стереотипы, может заставить людей отказаться от мер профилактики. Ознакомьтесь с некоторыми советами о том, как можно и как нельзя говорить с детьми о коронавирусе.
  • Создайте специальную группу из учащихся и попросите их распространять достоверную информацию о состоянии здоровья населения.
  • Включите соответствующую программу по медико-санитарному просвещению в программы других школьных предметов. В программу естественнонаучных предметов можно включить, например, темы по вирусам, передаче болезней и важности проведения вакцинации. В программу гуманитарных предметов можно включить темы по истории пандемий и истории формирования политики и стратегии в области общественного здравоохранения и безопасности.
  • Попросите учащихся подготовить тематическую социальную рекламу и разместить её на школьных объявлениях и постерах.
  • Уроки по медиаграмотности помогут учащимся освоить навыки критического мышления и навыки эффективной коммуникации, благодаря которым они смогут выявлять дезинформацию и просвещать людей.


Ученики старших классов средней школы

  • Внимательно выслушайте детей и выясните причины их беспокойства, ответьте на их вопросы.
  • Подчеркните, что дети могут многое сделать, чтобы защитить себя и других. Например, объясните им концепцию социального дистанцирования. Кроме того, сосредоточьтесь на выработке у детей навыков поведения, нацеленного на сохранение и поддержание здоровья, например, чтобы они прикрывали рот локтем при кашле и чихании и мыли руки. Подробнее о том, как избежать риска заражения, читайте здесь.
  • Поощряйте учащихся противостоять стигме и предотвращать её. Обсудите, какую реакцию у них может вызвать дискриминация, и объясните, что такая реакция нормальна в чрезвычайных ситуациях. Поощряйте их выражать свои чувства и делиться ими, а также объясните, что страх и стигма могут усугубить сложную ситуацию. Слова имеют значение, и использование лексики, закрепляющей существующие стереотипы, может заставить людей отказаться от мер профилактики. Ознакомьтесь с некоторыми советами о том, как можно и как нельзя говорить с детьми о коронавирусе.
  • Включите соответствующую программу по медико-санитарному просвещению в программы других школьных предметов. В программу естественнонаучных предметов можно включить, например, темы по вирусам, передаче болезней и важности проведения вакцинации. В программу гуманитарных предметов можно включить темы по истории пандемий и темы по их вторичным последствиям, а также по вопросам влияния государственной политики и стратегии на формирование терпимости и социальной сплочённости в связи с этим.
  • Попросите учащихся разработать социальную рекламу и социальные ролики и размещать их в социальных сетях, транслировать по радио или даже по местному телевидению.
  • Уроки по медиаграмотности помогут учащимся освоить навыки критического мышления и навыки эффективной коммуникации, благодаря которым они смогут выявлять дезинформацию и просвещать людей.