Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Ивацевичского райисполкома
Государственное учреждение образования
ВОЛЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Как реагировать на ситуацию буллинга
Быстрая и уместна реакция учителя на ситуацию буллинга дает детям чувство безопасности и защищенности, помогает понять, что насилие неприемлемо. Именно поэтому, как только учитель увидел или узнал о буллинге, стоит:
Общение учителя с детьми, которые травят других
Важно, чтобы учитель проводил политику нетерпимости и противостояния травле в классе. Дети имеют склонность к насилию, вероятно будут продолжать это делать, если взрослые не остановят их. В школах, где учителя более терпимо относятся к такому поведению, больше случаев травли.
Нетерпимость к буллингу не означает наказание и репрессий тех, кого преследует другие. Так, можно прекратить буллинг через проявление более властной силы, которая способна поставить на место тех детей, которые оскорбляют других. Но это не решит проблему, поскольку в таком случае дети будут продолжать считать, что прав тот, кто сильнее и у кого больше власти.
Важно также, чтобы учитель не стигматизировал детей, которые булят других. Не следует считать и называть их «хулиганами», «обидчиками», «плохими детьми», «маленькими / будущими преступниками». Буллинг — это поведение ребенка, а не его личность. А поведение может меняться. В общении с такими детьми важно относиться к ним с уважением и стремиться помочь им понять, что буллинг наносит физического и эмоционального боль другому ребенку, что некоторые вещи могут казаться смешными и невиновными, однако они наносят большой вред другим.
Ребенку, который булит других, внимание и помощь нужна не меньше, чем тому, который страдает от буллинга. Важно понимать, какие потребности стоят за поведением травли, - потребность в лидерстве, внимании сверстников, стремление к силе, - и помочь ребенку понять, что именно он получает через свои действия, как может это делать приемлемым способом. Построить такой разговор могут помочь навыки эмоционального диалога.
В разговоре с ребенком, который булит других, учителю стоит:
В таком разговоре не стоит:
Общение между родителями детей, которых преследуют, и детей, которых преследуют, также может помочь, но эффект такого подхода зависит от индивидуальных особенностей всех участников и конкретных обстоятельств. Учитель может выступать как беспристрастный наблюдатель на этих встречах и должен присутствовать, если это возможно, чтобы обеспечить баланс и быть частью решения.
Помощь детям, страдающим от травли
Самый важный совет, который можно дать таким детям, это говорить об эпизодах травли взрослым - учителю и родителям. Дети, которые страдают от буллинга, склонны молчать из страха, что их жалобы ухудшат ситуацию и буллеры будут мстить. Поскольку дети обычно опасаются возмездия, важно убедить ребенка, что единственный способ остановить такие действия — это привлечь кого-то более влиятельного, чем те, кто преследует. Взрослый не может обещать, что ребенок, преследует, а не будет мстить, но может пообещать внимательно следить за ситуацией и попросить родителей и других взрослых сделать то же, чтобы предотвратить это. Учитель, который дает этот совет может предложить ребенку представить, что жизнь в конце концов станет лучше, если он / она согласится с планом действий, который может сделать жизнь немного неудобным в краткосрочной перспективе. Можно привести такую аналогию: когда взрослым кто-то угрожает, они обращаются в полицию. Одна из функций учителей (как и полицейских) - оберегать и защищать.
Учителю следует держать в поле внимания детей, которых преследуют, и помогать им чувствовать себя более уверенно. Есть разные способы поднять самооценку. Один из них - привлечение ребенка в внеклассные занятия, развивающие отношения и сближают детей, имеющих схожие интересы. Если такие дети достигают успеха в выполнении различных задач, повышается самооценка. Полезными для этих детей могут быть участие в ролевых спектаклях, публичных выступлениях, спортивных занятиях, участие в творческих делах и конкурсах.
Распознавание травли
Взрослые должны научиться идентифицировать проявления травли, чтобы определить, подвергаются дети издевательством в школе. Родителей следует поощрять к тому, чтобы они чаще разговаривали со своими детьми, чтобы узнать, как дела в школе и продолжаются ли травли.
Полезным может быть также привлечение родителей к противодействию буллингу. На родительских собраниях этому можно уделять особое внимание, обучая родителей правильным способам реагирования на проявления буллинга. Полезно будет рассмотреть с родителями учеников признаки, по которым они могут предположить, что их ребенок подвергается травле.
Приёмы антистрессовой защиты:
"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", "нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе
с людьми (рецепты В. В. Бойко)
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.
30.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
Помните: работа — всего лишь часть жизни!