Краеведение

Из истории д. Волька

Основные даты и события из истории д. Волька
 
Деревня Волька Ивацевичского района Брестской области – центр Вольковского сельского совета – расположена на левом берегу реки Щара в 27 км на юго-запад от г. Ивацевичи, 160 км от г. Бреста и в 15 км от железнодорожной станции Доманово на линии Брест – Барановичи.
Считается, что деревни с таким названием возникли тогда, когда князья ВКЛ раздавали бывшие государственные земли церкви и феодалам за службу. Существовали две формы государственных дарений – «да волі» и «на вечнасць». Селения, которые расположились на землях, подаренных  «да волі», и получили названия Воля, Волька, Вулька.
Впервые в письменных источниках Волька (Wolka, Volka) упоминается в 1592 году. Деревня Волька была приписана к церкви св. Пятницы в Гнойно. В описи документов Виленского центрального архива в 1631-1632 гг. отмечено как село. С 1795 г. входит в состав Российской империи. В 1870 г. в Добромысленской волости Слонимского повета Гродненской губернии существовали две самостоятельные деревни Волька-1 и Волька-2, которые потом соединились. Волька-1 принадлежала помещику Фадею Юндзиллу, 289 ревизских душ входило в Региновское сельское товарищество. Волька-2 принадлежала помещику Игнатию Юндзиллу, 254 ревизские души входили в Руднянское сельское товарищество. В 1879 г. Волька в составе селений Телеханского церковного прихода. В 1885 г. 40 дворов, 734 жителя. Была открыта церковноприходская школа, которую посещали 46 мальчиков и 7 девочек, а учителем был Фома Барановский.
После отмены крепостного права основной отраслью экономики для большинства людей оставалось сельское хозяйство. Постепенно начался процесс дробления земельных участков. Большое количество крестьянских дворов имели участки от 2 до 5 десятин. Многие были вынуждены арендовать землю у помещика Юндзилла за отработки. Дорожили каждым кусочком земли, работали в поле с самого утра до поздней ночи. И когда 21 мая 1886 г. начался процесс разделения спорных участков между крестьянами и помещиком имения Регинова Станиславом Юндзиллом, крестьяне вышли со своими жёнами и детьми на место раздела и, не смотря на уговоры, не допустили землемера к работе. Были арестованы 8 крестьян, которых должны были отправить в Слоним. Но вольковцы накинулись на канвой и освободили односельчан, которые потом прятались в лесу. Предполагаемое разделение не произошло.
В 1905 году в деревне проживали 1154 жителя. Была в деревне школа, амбар и сельский магазин.
В 1915 году Волька оккупирована Германией: шла Первая мировая война. Вольковцы бежали в центральные губернии России. А когда стали возвращаться домой, в деревне полностью хозяйничали польские паны.
1921 – 1939 гг. – территория д. Волька входит в состав Польши. Обучение в начальной школе ведётся на польском языке.
В 1924 году в деревне насчитывали всего 60 домов, 319 жителей.
С 1939 г.  д. Волька в  составе БССР. В деревне появилась первая белорусская школа. Занятия проводились в частных домах.
С 15 января 1940 года Волька становится центром сельского совета и входит в состав Бытенского района Барановичской области. Вместе с хутором Подкурье, хутором Залом и лесничевками Кобылье и Сбище здесь было 295 жителей. В деревне функционировали  начальная школа, клуб, почта.
В годы Великой Отечественной войны оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. 46 жителей не вернулись с войны, 23 мирных жителя стали жертвами фашистского террора. В боях против гитлеровцев погибли 5 воинов, которые похоронены в братской могиле советских воинов. В 1974 году поставлен обелиск.
9 июля 1944 года недалеко от деревни с частями Красной Армии соединился отряд 8-й бригады Брестского партизанского соединения (командир отряда Кудрявцев, комиссар Ковецкий), который участвовал в освобождении г. Ивацевичи 12 июля 1944 г. В 1975 г. в честь этих событий поставлена стела.
 
В 1947 году в деревне 275 хозяйств. В 1952 г. – 1220 жителей, которые работали в созданном колхозе «Искра».
В 1961 г. функционирует семилетняя школа, в которой обучаются 224 ученика. Был открыт ФАП. С 25.12.1962 г. Волька входит в состав Берёзовского района, а с 06.01.1965 г. – в Ивацевичском районе.
С 1964 г. школа в д. Волька является средней. Было построено кирпичное типовое здание для 7-10-летки того времени.
         В 1966 г. состоялся первый выпуск Вольковской средней школы.
В 1979 г. – 1918 жителей.
В 1985 г. было достроено здание школы, в котором находится 6 учебных кабинетов, учительская, кабинеты директора и заведующего хозяйством.
В 1997 году в деревне Волька насчитывалось 344 хозяйства, 769 жителей; в 2002 году – 315 хозяйств, 654 жителя; в 2011 году – 271 хозяйство, 497 жителей.
29 октября 2009 г. состоялось торжественное открытие нового здания отделения 111/31 ОАО “АСБ Беларусбанк” д. Волька. Разместилось оно в нескольких метрах от здания Вольковского сельсовета.
В 2009 г. Вольковская средняя школа была реорганизована в ГУО «Вольковская средняя общеобразовательная школа».
В 2011 г. школа реорганизована в ГУО «Вольковская средняя школа».
В результате оптимизации учреждений образования Ивацевичского района с сентября 2013 г. к Вольковской средней школе присоединены Вольковская начальная и Могилицкая базовая школы.

В настоящее время в деревне Волька функционируют  детский сад, ФАП, библиотека, отделение связи, отделение ОАО «АСБ Беларусбанк», 2 магазина. 


свернуть

Происхождение названия д. Волька

Известные версии происхождения названия деревни Волька

 Название-термин: Волька – поселение, жители которого освобождались от некоторых повинностей, обычно мастеровые, изготовлявшие нужные предметы для магната, панского двора и т.д. Аналог русскому термину слобода, точнее – слободка. В том же значении применяется в топонимии на западе БССР, название Воля (Слобода) или Вулька (польская форма от слова Волька).

Версия 1 (из народных поверьев и легенд)

Нашу вёску так назвалі з-за таго, што не ўсё, што лёсам было наканавана яе жыхарам, яны атрымлівалі, пастаянна перашкаджала якая-небудзь недарэчнасць, трагічная падзея ці проста збег абставін. Тут воля і Божая, і княжацкая, і панская, дый людская таксама. Воля – гэта калі атрымлівалі ўсё, што загадвалі ці жадалі, а калі палову або толькі частку, то і будзе Волька.
А пачалося ўсё, як сцвярджалі людзі, з самога пана Бога. Было гэта вельмі даўно, тады, калі Ўсявышні толькі зрэдку жыў на нябёсах, астатні ж час бавіў на зямлі, сярод звычайных вяскоўцаў. Еў тое, што і яны, апранаўся проста, таму і нельга было заўважыць адразу, дзе смертны чалавек, а дзе не. Мог стаць і працаваць з імі разам, размаўляць, пасміхваючысяў бараду, ды разважаць аб таямніцах пазамагільнага жыцця. Хто ж там разбярэцца, які гэта падарожны гэтак спорна завіхаецца на ягонай ніве? Многа на дарогах людзей ходзіць, дапамог – і то добра, дзякуй яму за гэта. Усё так вялося, спорылася, ды аднаго разу пайшло ўсё наперакос.
Ішоў гэты Бог цераз жытнёвае поле. Жыта такой сцяной густой і высокай стаяла, што не прабіцца, і збіўся Ўсявышні з дарогі. Росту ён быў невысокага і бачыць не мог. Туды-сюды паткнуўся – няма выйсця! Блудзіў-блудзіў і выбіўся на жанчыну, якая жала сваю ніву.
– Галубка, – гаворыць, пакажы мне дарогу, каб у суседнюю вёску прайсці. Дапамажы, будзь ласкавай, я не забуду твайго дабра…
– Ото, ідзі сюдою, а там павернеш сюды-туды і выб’ешся на патрэбную табе вёску.
Нічога не зразумеў з такога тлумачэння Бог. Разявіў рот, каб больш дакладна перапытаць, ды не паспеў. Жняя як сядзела, то выцягнула нагу бессаромна так, што ажно аголеную спіну падарожны ўбачыў, і мовіла:
– Вось якраз так і кіруй!
Абражаны Бог ледзьве стрымаў абурэнне, але пайшоў у тым накірунку, куды паказала нахабная жанчына. Едама ж, не патрапіў ён туды, бо зноў заблудзіўся. Паспрабуйце самі знайсці дарогу, калі вам яе нагою паказваюць ды жыты вочы засціць. Зусім знясілеў Усявышні, ужо ледзьве не закрычаў з адчаю, ды ўсё ж злітаваўся над ім лёс. Натрапіў на селяніна, які таксама стаміўся за спякотны дзень і прылёг адпачыць хвілінку-другую пад капу сена.
– Чалавеча, – каб не напалохаць спячага, ціха загаварыў Бог, – чалавеча…
Той расплюшчыў вочы і прыўзняўся.
– Што здарылася?
– Прабач, што не даў адпачыць, але маю надта ж пільную патрэбу. Не адмаўляй, будзь ласкавы.
– Ды ў чым справа?
– Мне трэба ў суседнюю вёску, а дарогі не ведаю. Збіўся і не магу трапіць. Дапамажы.
– Толькі тае бяды! Пайшлі, – сказаў селянін. Вывеў Бога да самай дарогі і нават падрабязна растлумачыў, дзе першыя хаты пакажуцца. Падзякаваў шчыра Ўсявышні вяскоўцу і паджгаў сваёй дарогай.
Вось пасля гэтага выпадку Бог ва ўсіх баб спачатку ў нашым наваколлі, а потым і па ўсёй чыста зямлі адняў палову волі, якую з самага пачатку дараваў, – зрабіў так, каб жанчынам заўсёды не было калі. Зваліў на слабую палову ўсю хатнюю справу: і жаць, і ткаць, і мыць, і карміць, і астатняе многае.
Нездарма мужыкі, смеючыся з каго-небудзь, і зараз кажуць:
– Не будзь бабай, раскажы толкам, не спяшаючыся, па парадку!
Іншыя скажуць крыху іначай:
– Паказаў, як баба Богу! – і плюнуць, адвярнуўшыся.
Але ж на гэтым не скончыліся непрыемнасці мясцовых жыхароў, звязаныя з неахайнымі ды ганебнымі паводзінамі жанчын. І зноў гэта заўважыў Усявышні. Вось як усё здарылася.
Бог толькі жанчын пакараў з-за аднае гультайкі і перакінуў кару на жаночы род, а ўсё астатняе пакінуў на зямлі па-ранейшаму. Таму няблага жылося людзям. Усё хапала, як і даўней. Збажына такая ў палях уздымалася, што глядзець на яе было люба-дорага. Колас жа рос не такі, як цяпер, а наадварот – салома была кароценькая, толькі ля самага карэньчыка. Збожжа буйное, нібы тыя вішні. І не дзіўна, што хлеба хапала. Рабілі з ім, што хацелі. На зямлі валяліся кавалкі, на стале, пад сталом.Неяк не звяртаў асаблівай увагі на такія адносіны да хлеба Бог, не да таго было, шчыра кажучы.
Аднаго разу ішоў Усявышні па вёсцы, з людзьмі вітаўся, нішто пакуль што непажаданай сустрэчы яму не абяцала. Ажно глядзіць – і вачам сваім не верыць: адна жанчына, што сядзела на прызбе з суседкамі і трымала на руках дзіця, якое ўмаралася ў сарочку, нядоўга думаючы, выхапіла блін з рук старэйшага хлапчука і пачала выціраць азадак немаўляці. Усявышняму сэрца супыніла ўбачанае. Затросся са злосці, затупаў нагамі, загневаўся:
– Што ж ты, нягодніца, робіш?! Як жа табе не сорамна! Як жа твае рукі на такое падняліся?!
І рашыў пасля гэтага зрабіць заместа коласа адну салому, каб зерня зусім не было, тады няхай падрыгаюцца, раз да такога дайшлі. Іншыя сталі надта плакаць і прасіць, каб дараваў Бог грэх, але Ўсявышні быў не прыступны. Нарэшцеўсё ж упрасілі. Жыта засталося толькі ў невялічкім каласочку, на самым версе саломінак.
Мясцовыя жыхары і зараз яшчэ смяюцца, што болей бліноў вялікіх не пякуць, а толькі аладкі, бо баяцца, каб зноўку чыя-небудзь дурная рука не для той патрэбы яго выкарыстала. Вось вам, мае каханыя, і яшчэ паўволі, назад забранай, бо занадта многа яе жыхарам аказалася.
Кажуць, яшчэ паўволі панскай было закладзена і назад потым забрана. Быццам бы адзін надта багаты памешчык такое ўтварыў.
Было гэта таксама даўным-даўно. Жыў сабе пан. Неблагі ўвогулле чалавек. Багаты. Золата, каштоўнасцей іншых, грошай усялякіх столькі было, што князям іншым столькі не сабраць. Калі бядняк які ў ногі ўпадзе, маўляў няма чым сям’ю карміць, то, здаралася, і не адмаўляў.Караць асабліва не караў без дай прычыны. Стараўся, каб сяляне мірна, спакойна жылі.
Любіў памешчык па гасцях ездзіць. Не толькі да блізкіх суседзяў, але і да далёкіх знаёмых таксама. Загадае фурману конікаў сваіх вараненькіх у карэту закласці, сам на мяккіх падушках сядзіць і толькі лёкаю пакрыквае:
– Барзджэй! Барзджэй! Не лянуйся! Коні не стомленыя, не здарожаныя, хай бягуць-пакрэктваюць!
Прысвісне пугай паганяты зверху, і, нібы птушкі, нясуцца стаеннікі, распластаўшыся на раўнюткай вясковай дарозе. Радуецца вока гаспадара. Надзвычай любіў ён шпаркую язду.
Аднаго разу паехаў да знаёмага пана, з якім некалі служыў разам, за дзесяткі вёрстаў. Коней загадаў запрэгчы маладых, малааб’езджаных, бо было з чаго выбіраць. Туды заехалі добра, пагасцявалі-пабалявалі, і назад жа трэба вяртацца.
Развіталіся, сеў памешчык у карэту і як звычайна:
– Барзджэй! Барзджэй! Не лянуйся, каханы, паехалі!
Той і прыціснуў конікаў. Як узяліся тыя з месца ў разгон, як узяліся, толькі пыл слупом закурыўся ззаду. Закрычаў спалохана фурман:
– Пане, коні панеслі!
Што ж тут рабіць, куды кінуцца? Разгубіўся пан, просіць Бога, каб коней утаймаваў, бо толькі ў яго ўжо волі ўсё заставалася. Моліць і кажа сам сабе: “Калі толькі коні супыняцца, то на тым самым месцы царкву прыгожую пастаўлю! Нічога на пашкадую!”
Ажно і сапраўды сталі коні, нібы ўкапаныя. Вылез памешчык мокры, як мыш. Стаў зямлю цалаваць, Богу дзякаваць.
Але нешта тое месца не спадабалася пану, таму на ім ён паставіў толькі вялікі белы слуп, а царкву ў нашай вёсцы пабудаваў, і назвалі паселішча Воля, або Волька.

Версия 2

 Існуе легенда, адкуль пайшла назва вёскі.
 Невядома, у які час гэта было, але жыла вельмі ганаровая жанчына Вольга, якая не магла пагадзіцца з паднявольным жыццём. Вольга ўцякае на левы бераг Шчары і застаецца там жыць. І, кажуць, з таго часу пачалі называць гэтую вёску Волька, у гонар той жанчыны.

Версия 3 (из воспоминаний первого директора Вольковской школы Коневеги Ивана Петровича)

 «Ещё в 1940 г., когда я приехал на Вольку, меня интересовал вопрос истории самой Вольки. Обращался к старшим жителям, но никто толком не мог рассказать. Попекомендовали обратиться к 100-летнему старику Карачуну Антону, который помнил крепостное право. Правда, старик попался удачный: несмотря на свой преклонный возраст, он был довольно подвижный, имел неплохой слух, память не изменяла.
Вот что он рассказал:
 «В это время мне было лет 13 – 14, но помню хорошо: проживали мы в бараках, примитивных курных хатках. Ничего своего не имели, работали на пана Юндила  в имении «Райново». За работу пан выдавал продукты в таком количестве, чтобы не умерли. Обувь и одежду мы делали сами, штаны и рубашки пряли и ткали женщины, обувь и лапти – мужское дело. Все души зависели от пана. Хотел пан – наказывал, хотел – миловал, хотел – на 25 лет в солдаты отдавал: что хотел, то и делал. Мы были собственностью пана. Я не знаю, какой это был год, мы все были неграмотными, но до нас дошли слухи, что царь наш издал Указ, что все крестьяне теперь вольные и могут работать где хотят. Пан их наделил землёю на левом берегу реки Щара, т.е. на этом месте, где мы теперь живём. Правду сказать, земля была заросшая кустарниками, а где-то и лесом, но люди трудились дни и ночи: корчевали, раскапывали, подготавливали отдельными участками, чтобы сколько-нибудь посеять жита. Кто как мог, добывал скот, птицу. Строили курные хатки, но все были довольны, что не зависят от пана, получили Волю».
 Конечно, всего не опишешь, что рассказывал дедушка Карачун Антон. Он также рассказывал, что деревня состояла из 7-8 фамилий (Карачуны, Коневеги, Саванчуки, Мизгири, Хомичи, Касяники). Эти фамилии и в настоящее время являются основными для всей Вольки. А само название произошло от того, что крестьяне получили волю от крепостного права и начали селиться на вольной земле. От этого – воля, волюшка, волька


Источники:

1. Краткий топонимический словарь БССР. Мн. 1974 г.

2. Ненадавец, А. М. Серыя “Мой родны кут”. “Брэстчына. Назвы населеных пунктаў паводле легендаў і паданняў”, Мінск, “Беларусь”, 1995 г.

свернуть

Природные и архитектурные памятники

Природные и архитектурные памятники д. Волька

  На территории Ивацевичского района известны 8 парковых комплексов. К сожалению, от этих когда-то огромных парков сохранились чаще всего лишь небольшие фрагменты, которые требуют больших финансовых затрат на реконструкцию и обновление. Большинство парков были созданы в пейзажном стиле. Территории парков содержали различные эстетические элементы: пруды, сажалки, “кабинеты”, светлые поляны, извилистые дорожки и др. 
 Часть парков Ивацевичского района связаны с деятельностью представителей рода Юндзиллов, одного из древних на Беларуси (известен с 1390 г.). Они владели имениями в разных местах ВКЛ, в том числе на территории и в окрестностях д. Волька.

  Имение Регинов с XVI в. являлось родовым гнездом рода Юндзиллов герба Лебедь и со второй половины  XVIII в. – главной резиденцией генеральской (второй) линии рода. Усадьба была заложена в позднебарочных формах. Расширялась и достраивалась до конца XVIII в. в формах классицизма. Имела, подобно другим барочным усадьбам, хорошо выраженную длинную ось.  Парк Регинов был заложен рядом с усадебным домом. Усадебный дом, построенный примерно в середине или во второй половине XVIII в., видимо, генералом Тадеушем, был деревянным, прямоугольным в плане с высокой четырёхскатной крышей. К  нему от р. Щара вела широкая (12 м) прямая, как стрела, аллея длиной около 2 км. Правда, она была немного смещена с оси усадебного дома. На другой стороне усадьбы ось завершалась каплицей. Аллея была обсажена липами, которые в настоящее время не сохранились. Вокруг дома располагался большой газон, который разбивался дорожками на сектора. Было много различных клумб. Перед входом в усадебный дом росли чёрные тополя (форма Italica). 
 В начале ХХ в. большой усадебный дом сгорел. В 1903 г. Казимир построил новый деревянный дом с боковыми крыльями. Дом включал около 20 помещений.
 
 В послевоенное время в усадьбе разместилась военная часть, что привело к её перепланировке и застройке. Последнее из сооружений (фрагмент усадебного дома), было разобрано в 2001 году.
 В настоящее время сохранились остатки парка, где растут клёны, липы, хвои, белая акация, белые тополя.

  

 

Недалеко от Регинова находилось самое древнее имение рода Юндзиллов – Рудня. Постоянный парк был заложен здесь в первой половине XVIІІ в. рядом с дворцом, построенным из лиственницы. В 20-30 гг. ХХ в. в связи с переселением в имение хозяев из Регинова была произведена реконструкция парка в пейзажный, который в настоящее время сохранился лишь частично.


свернуть

Страницы военной истории д. Волька

Страницы военной истории д. Волька

В годы Великой Отечественной войны д. Волька входила в состав Бытенского района и была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. Жители д. Волька сражались на фронтах Великой Отечественной войны, были защитниками тыла, участвовали в партизанском движении. Многие были расстреляны фашистами, некоторые стали узниками фашистских лагерей.
Погибли 23 жителя деревни. В боях против гитлеровцев на территории деревни погибли 5 советских воинов. Они были похоронены в братской могиле, которая находится в 1,5 км к востоку от деревни, с правой стороны дороги на д. Добромысль. На месте этой могилы в 1974 году установлен обелиск.

    23 июня 1944 года части трёх Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов во взаимодействии с войсками 2-го Прибалтийского и 1-го Украинского фронтов развернули грандиозную операцию, которая завершилась 29 августа полным освобождением территории Беларуси. 9 – 12 июля развернулись бои за освобождение нашего района.
Части 48-й гвардейской стрелковой криворожской дивизии прорвали оборону и преследовали противника в направлении Кобрин – Брест. Согласно решения комдива 146-й гвардейский стрелковый полк, обходя шоссе слева, пехотой повёл наступление в направлении д. Селец и, преодолев болота, во второй половине ночи 8 июля овладел деревней.
 Утром того же дня 143-й гвардейский стрелковый полк при содействии 146-го гвардейского стрелкового полка вышел на юг от шоссе в районе д. Добромысль и после жестокого боя овладел Миловидами, продолжая наступление в направлении деревень Смольно и Волька. 
9 июля 1944 г. недалеко от д. Волька с личным составом 146-го стрелкового полка соединился 36-й партизанский отряд (командир Кудрявцев П. А., комиссар Кавецкий Т. Н.) 8-й бригады Брестского партизанского соединения, которые освободили деревни Волька, Могилицы и Чемелы, а 12 июля – г. Ивацевичи.
В честь этих событий в 1975 году в д. Волька установлена стела.

 


 

Погибшие партизаны, подпольщики и мирные жители д. Волька
 
1. Горевский Михаил Антонович
2. Карачун Елена Антоновна, 1925 г.р.
3. Карачун Антон Иванович
4. Карачун Антон Иосифович, 1900 г.р.
5. Карачун Иван Антонович, 1921 г.р.
6. Карачун Людвига Павловна, 1902 г.р.
7. Карачун Мария Антоновна, 1920 г.р.
8. Карачун Пётр Антонович, 1896 г.р.
9. Карачун Пётр Антонович, 1926 г.р.
10. Карачун Софья Антоновна (3 года)
11. Карачун Станислава
12. Карачун Янина Антоновна (12 лет)
13. Касяник Антон Васильевич
14. Касяник Сергей Адамович
15. Коневега Антон Иванович
16. Коневега Иван Иванович
17. Коневега Пётр Фролович
18. Литвинович Алексей Михайлович
19. Мизгир Алексей Иванович, 1921 г.р., партизан, расстрелян в д. Волька
20. Мизгир Иван Викторович
21. Мизгир Павлина Станиславовна
22. Мизгир Софья Ивановна
23. Хомич Иван Фёдорович

 

Погибшие воины-земляки д.  Волька

1. Бенюш Станислав Станиславович, не вернулся с войны.
2. Горевскнй Виктор Михайлович, 1925 г. р., воевал на 2-м Белорусском фронте, погиб 1.05.1945 г.
3. Коневега Иван Иванович, 1912 г. р., погиб в г. Галенбург, Восточная Пруссия, похоронен в братской могиле, пос. Знаменск, Калининградской обл.
4. Коневега Иван Ильич, не вернулся с войны.
5. Коневега Константин Иосифович, 1907 г. р., погиб в сентябре 1944 г.
6. Карачун Алексей Антонович, 1920 г. р., пропал без вести в Польше.
7. Карачун Антон Карлович, погиб в 1945 г. на фронте.
8. Карачун Антон Павлович, 1910 г. р., погиб в Восточной Пруссии.
9. Карачун Иван Антонович, 1924 г. p., погиб в октябре 1944 г. в Восточной Пруссии.
10. Карачун Михаил Иванович, не вернулся с войны.
11. Карачун Михаил Иосифович, погиб под г. Каунас, похоронен в братской могиле.
12. Карачун М. О., погиб в феврале 1945 г., похоронен в г. Каунас, Литва
13. Карачун Станислав Казимирович, не вернулся с войны.
14. Касяник Алексей Францевич, 1920 г. р., не вернулся с войны.
15. Касяник Андрей Михайлович, не вернулся с войны.
16. Касяник Антон Михайлович, 1915 г. р., погиб в феврале 1945 г.
17. Касяник Иван Иванович, погиб в Польше, похоронен в братской могиле г. Графино.
18. Касяник Иван Иванович, погиб в Польше, похоронен на кладбище д. Сакерки.
19. Касяник Иван Иванович, 1925 г. р., пропал без вести.
20. Касяник Иван Константинович, не вернулся с войны.
21. Касяник Михаил Иванович, не вернулся с войны.
22. Касяник Григорий Антонович, не вернулся с войны.
23. Козел Василь Георгиевич, погиб в июле 1945 г., похоронен в г. Бресте на городской кладбище.
24. Литвииович Алексей Федорович, 1907 г. р., не вернулся с войны.
25. Литвииович Иван Иосифович, не вернулся с войны.
26. Литвииович Иван Левонович, не вернулся с войны.
27. Литвииович Иван Петрович, 1926 г. р., погиб 17.10.1944 г., похоронен в братской могиле в г. Вирбалие, Литва
28. Литвинович Михаил Алексеевич, 1912 г. р., погиб в Польше.
29. Лейковский Николай Михайлович,1922 г. р., пропал без вести.
30. Мизгир Антон Антонович, 1909 г. р., погиб 18.10.1944 г. в Литве.
31. Мизгир Антон Иванович, погиб в марте 1945 г.
32. Мизгир Иван Антонович, 1909 г. р., погиб 10. 02.1945 г. под Кенигсбергом.
33. Мизгир Петр Викторович, не вернулся с войны.
34. Милер Александр Николаевич, не вернулся с войны.
35. Полхович Николай Константинович, погиб в марте 1945 г. в Восточной Пруссии.
36. Примшиц Федор Прокофьевич, погиб в сентябре 1944 г.
37. Саванчук Алексей Антонович, 1923 г. р., погиб в декабре 1944 г. в Восточной Пруссии.
38. Саванчук Андрей Петрович, погиб в Германии.
39. Саванчук Иван Антонович, 1921 г. р., погиб в Германии.
40. Саванчук Павел Федорович, 1910 г. р., не вернулся с войны.
41. Хомич Алексей Иванович, не вернулся с войны.
42. Хомич Алексей Михайлович, 1906 г. р., погиб 8.05.1945 г. в Германии.
43. Хомич Иван Алексеевич, не вернулся с войны.
44. Хомич Ивин Федорович, погиб в сентябре 1944 г. в Литве.
45. Хомич Михаил Матвеевич, пропал без вести.
46. Хомич Петр Иванович, 1925 г. р., погиб в 1945 г. в г. Низки.

 

Участники Великой Отечественной войны д. Волька

1. Авдеев Тимофей Иванович, 1910 г. р.
2. Бенюш Антон Ильич, 1906 г. р.
3. Бенюш Иван Константинович, 1895 г. р.
4. Бенюш Михаил Михайлович, 1897 г. р.
5. Бобков Василий Григорьевич, 1926 г. р.
6. Горевский Иван Антонович, 1919 г. р.
7. Горевский Иосиф Михайлович, 1922 г. р.
8. Горевский Станислав Петрович, 1900 г. р.
9. Карачун Алексей Антонович, 1924 г. р.
10. Карачун Антон Иванович, 1901 г. р.
11. Карачун Антон Казимирович, 1900 г. р.
12. Карачун Владимир Степанович, 1925 г. р.
13. Карачун Владислав Игнатьевич, 1909 г. р.
14. Карачун Захар Антонович, 1905 г. р.
15. Карачун Иван Антонович, 1916 г. р.
16. Карачун Иван Петрович, 1920 г. р.
17. Карачун Илья Ильич, 1923 г. р.
18. Карачун Михаил Иосифович, 1905 г. р.
19. Карачун Михаил Казимирович, 1904 г. р.
20. Карачун Петр Антонович, 1901 г. р.
21. Карачун Петр Федорович, 1926 г. р.
22. Карачун Станислав Антонович, 1905 г. р.
23. Карачун Станислав Антонович, 1905 г. р.
24. Карачун Станислав Петрович, 1923 г. р.
25. Касяник Алексей Антонович, 1925 г. р.
26. Касяник Владимир Францевич, 1924 г. р.
27. Касяник Григорий Иванович, 1912 г. р.
28. Касяник Иван Михайлович, 1914 г. р.
29. Касяник Иван Павлович, 1906 г. р
30. Касяник Михалл Антонович, 1923 г. р.
31. Касяник Михаил Викентьевич, 1925 г. р.
32. Касяник Петр Иванович, 1906 г р.
33. Касяник Петр Игнатьевич, 1927 г. р.
34. Ковальчук Михаил Михайлович, 1922 г. р.
35. Ковальчук Павел Константинович, 1925 г. р.
36. Кожан Петр Яковлевич, 1926 г. р.
37. Коневега Алексей Семенович, 1923 г. р.
38. Коневега Антон Кондратьевич, 1899 г. р.
39. Коневега Иван Иванович, 1911 г. р.
40. Коневега Иван Михайлович, 1907 г. р.
41. Коневега Петр Понфилович, 1905 г. р.
42. Коневега Петр Федорович, 1924 г. р
43. Литвинович Алексей Иванович, 1925 г. р.
44. Литвинович Антон Антонович, 1902 г. р.
45. Литвинович Антон Антонович, 1925 г. р.
46. Литвинович Антон Иосифович, 1925 г. р.
47. Литвинович Антон Леонтьевич, 1909 г. р.
48. Литвинович Иван Антонович, 1923 г. р.
49. Литвинович Иван Парфёнович, 1896 г. р.
50. Литвинович Михаил Антонович, 1912 г. р.
51. Литвинович Петр Федорович, 1925 г. р.
52. Мархель Иван Иванович, 1911 г. р.
53. Мизгир Александр Антонович, 1907 г. р.
54. Мизгир Антон Иванович, 1905 г. р.
55. Мизгир Илья Иванович, 1900 г. р.
56. Мизгир Михаил Иосифович, 1925 г. р.
57. Мизгир Михаил Михайлович, 1926 г. р.
58. Мизгир Николай Иванович, 1926 г. р.
59. Мизгир Павел Иванович, 1907 г. р.
60. Подгорный Михаил Ильич, 1900 г. р.
61. Полещук Петр Макарович, 1925 г. р.
62. Полхович Иван Константинович, 1918 г.
63. Русак Григорий Григорьевич, 1907 г. р.
64. Саванчук Антон Федорович, 1907 г. р.
65. Саванчук Иван Антонович, 1925 г. р.
66. Самошкин Иван Ефимович,1918 г. р.
67. Хомич Александр Иванович, 1925 г. р.
68. Хомич Алексей Алексеевич, 1925 г. р.
69. Хомич Алексей Антонович, 1910 г. р.
70. Хомич Антон Иванович, 1909 г. р.
71. Хомич Иван Федорович, 1925 г. р.
72. Хомич Михаил Григорьевич, 1904 г. р.
73. Хомич Михаил Иванович, 1903 г. р.
74. Хомич Михаил Петрович, 1925 г. р.
75. Хомич Степан Ильич, 1910 г. р.
76. Черник Федор Иосифович, 1920 г. р.
77. Чернуха Александр Григорьевич, 1905 г.

 

Узники фашистских лагерей

1. Мизгир Любовь Александровна
2. Сизов Василий Григорьевич
3. Кулакова Елена Фёдоровна
4. Бенюш Михаил Алексеевич

 Защитники тыла

1. Касяник Пётр Игнатьевич
2. Касяник Михаил Викентьевич

 

Ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в д. Волька

Мизгир Михаил Михайлович, 1926 г.р.

свернуть