Вниманию педагогов

Рекомендации учителям "Профилактика буллинга в школе"

Как реагировать на ситуацию буллинга

Быстрая и уместна реакция учителя на ситуацию буллинга дает детям чувство безопасности и защищенности, помогает понять, что насилие неприемлемо. Именно поэтому, как только учитель увидел или узнал о буллинге, стоит:

  • Немедленно вмешаться и остановить насилие: буллинг нельзя игнорировать.
  • сохранять спокойствие и быть деликатным, не заставлять детей публично говорить на деликатные темы. Лучше вести разговор наедине или с несколькими детьми.
  • избегать слов «жертва» и «агрессор» — это приводит к стигматизации (неодобрение человека, основанное на физических или поведенческих характеристиках, которые отличают его от других).
  • не становиться на чью-то сторону или вызвать чувство вины по отношению к ребенку, страдающему от травли. Иначе будет закрепляться поведение жертвы.
  • объяснять, какие действия являются насилием и почему их необходимо прекратить.
  • не требовать публичных извинений. Это может обострить ситуацию.
  • помочь детям понять, что буллинг — это насилие и что он наносит вред.
  • показать пример отношения к другим с добротой и уважением.

 

Общение учителя с детьми, которые травят других

Важно, чтобы учитель проводил политику нетерпимости и противостояния травле в классе. Дети имеют склонность к насилию, вероятно будут продолжать это делать, если взрослые не остановят их. В школах, где учителя более терпимо относятся к такому поведению, больше случаев травли.

Нетерпимость к буллингу не означает наказание и репрессий тех, кого преследует другие. Так, можно прекратить буллинг через проявление более властной силы, которая способна поставить на место тех детей, которые оскорбляют других. Но это не решит проблему, поскольку в таком случае дети будут продолжать считать, что прав тот, кто сильнее и у кого больше власти.

Важно также, чтобы учитель не стигматизировал детей, которые булят других. Не следует считать и называть их «хулиганами», «обидчиками», «плохими детьми», «маленькими / будущими преступниками». Буллинг — это поведение ребенка, а не его личность. А поведение может меняться. В общении с такими детьми важно относиться к ним с уважением и стремиться помочь им понять, что буллинг наносит физического и эмоционального боль другому ребенку, что некоторые вещи могут казаться смешными и невиновными, однако они наносят большой вред другим.

Ребенку, который булит других, внимание и помощь нужна не меньше, чем тому, который страдает от буллинга. Важно понимать, какие потребности стоят за поведением травли, - потребность в лидерстве, внимании сверстников, стремление к силе, - и помочь ребенку понять, что именно он получает через свои действия, как может это делать приемлемым способом. Построить такой разговор могут помочь навыки эмоционального диалога.

В разговоре с ребенком, который булит других, учителю стоит:

  • Открыто сказать о том, что происходит, и спросить, как ребенок сам относится к своим действиям. Ответом может быть «Так делают все» или «Он сам виноват».
  • Внимательно выслушать и объяснить, что действия ребенка является преследованием других, и поэтому Вы не будете терпеть это дальше.
  • Твердо и настойчиво, но не агрессивно, попросить ребенка остановить травлю.
  • Сказать ребенку, что Вы готовы ему помочь изменить поведение и держать с ним связь.

В таком разговоре не стоит:

  • Угрожать и наказывать ребенка.
  • Пытаться вызвать сочувствие к ребенку, которого булят, привлекая внимание к его эмоциональным переживаниям.

Общение между родителями детей, которых преследуют, и детей, которых преследуют, также может помочь, но эффект такого подхода зависит от индивидуальных особенностей всех участников и конкретных обстоятельств. Учитель может выступать как беспристрастный наблюдатель на этих встречах и должен присутствовать, если это возможно, чтобы обеспечить баланс и быть частью решения.

Помощь детям, страдающим от травли

Самый важный совет, который можно дать таким детям, это говорить об эпизодах травли взрослым - учителю и родителям. Дети, которые страдают от буллинга, склонны молчать из страха, что их жалобы ухудшат ситуацию и буллеры будут мстить. Поскольку дети обычно опасаются возмездия, важно убедить ребенка, что единственный способ остановить такие действия — это привлечь кого-то более влиятельного, чем те, кто преследует. Взрослый не может обещать, что ребенок, преследует, а не будет мстить, но может пообещать внимательно следить за ситуацией и попросить родителей и других взрослых сделать то же, чтобы предотвратить это. Учитель, который дает этот совет может предложить ребенку представить, что жизнь в конце концов станет лучше, если он / она согласится с планом действий, который может сделать жизнь немного неудобным в краткосрочной перспективе. Можно привести такую ​​аналогию: когда взрослым кто-то угрожает, они обращаются в полицию. Одна из функций учителей (как и полицейских) - оберегать и защищать.

Учителю следует держать в поле внимания детей, которых преследуют, и помогать им чувствовать себя более уверенно. Есть разные способы поднять самооценку. Один из них - привлечение ребенка в внеклассные занятия, развивающие отношения и сближают детей, имеющих схожие интересы. Если такие дети достигают успеха в выполнении различных задач, повышается самооценка. Полезными для этих детей могут быть участие в ролевых спектаклях, публичных выступлениях, спортивных занятиях, участие в творческих делах и конкурсах.

Распознавание травли

Взрослые должны научиться идентифицировать проявления травли, чтобы определить, подвергаются дети издевательством в школе. Родителей следует поощрять к тому, чтобы они чаще разговаривали со своими детьми, чтобы узнать, как дела в школе и продолжаются ли травли.

Полезным может быть также привлечение родителей к противодействию буллингу. На родительских собраниях этому можно уделять особое внимание, обучая родителей правильным способам реагирования на проявления буллинга. Полезно будет рассмотреть с родителями учеников признаки, по которым они могут предположить, что их ребенок подвергается травле.

свернуть

Приёмы антистрессовой защиты

Приёмы антистрессовой защиты:

  1. Отвлекайтесь:
  • Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.
  • Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.
  • Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
  • Обращайте внимание на мельчайшие детали.
  • Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. "
  1. Снижайте значимость событий:
  • Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь.
  • Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:

"не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", "нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";

  • кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.
  1. Действуйте:

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

  • наведите порядок дома или на рабочем месте;
  • устройте прогулку или быструю ходьбу;
  • пробегитесь;
  • побейте мяч или подушку и т. п.
  1. Творите:

Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

  • рисуйте;
  • танцуйте;
  • пойте;
  • лепите;
  • шейте;
  • конструируйте и т. п.
  1. Выражайте эмоции:

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

  • изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
  • мните, рвите бумагу;
  • кидайте предметы в мишень на стене;
  • попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
  • поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").
  • постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
свернуть

Эмоциональное выгорание педагогов и способы его преодоления

  Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Как экономно расходовать свои энергетические ресурсы в работе

с людьми (рецепты В. В. Бойко)

  • Жить с девизом «В целом все хорошо, все, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.
  • Энергию недовольства направлять на дела, способствующие позитивным переменам, а не злословию и обидам.
  • Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всего социальный, гуманный, престижный смысл, а не конкретные и малоприятные функциональные обязанности.
  • Находить источники вдохновения в каждом осуществляемом замысле. Тратить время и энергию на осмысление целей и средств их достижения, а не на исправление непродуманных действий и ошибок.
  • Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.
  • Не вспоминать на работе о неприятностях личной жизни и не обсуждать их с коллегами.
  • Дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны, быть с ними открытыми, искренними и естественными.
  • Мягко и незаметно ограничивать общение с теми, кто неприятен, оставаясь с ними приветливыми и внимательными.
  • Использовать техники снижения эмоционального напряжения.

 

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

  1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.
  2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и     оптимизм – это залог здоровья и благополучия.
  3. Откажитесь от перфекционизма. Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.
  4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
  5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.
  6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов.
  7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
  8. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
  9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.
  10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
  11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.
  12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
  13. Не забывайте хвалить себя!
  14. Улыбайтесь! Даже если не хочется.
  15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники! Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.
  16. Станьте энтузиастом собственной жизни!
  17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.
  18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!
  19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!
  20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.
  21. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.
  22. Посещайте, выставки, театр, концерты.

Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

  1. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
  2. Музыка – это тоже психотерапия.
  3. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.
  4. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.
  5. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.
  6. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.
  7. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.

30.Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

 

Помните: работа — всего лишь часть жизни!

свернуть
поделиться в: