Родительский университет "Школа родительской любви"

План реализации мероприятий проекта "Родительский университет" на 2024/2025 учебный год

Цель: оказание помощи родителям в организации самообразования, выработка умений и навыков по воспитанию детей через работу родительского университета

Задачи:

  • изучение воспитательных возможностей семей, повышение их воспитательного потенциала;
  • установление постоянной связи с родителями, взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи;
  • предупреждение родителей от наиболее распространенных ошибок в воспитании детей;
  • обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
  • повышение психолого-педагогической культуры родителей;
  • повышение правовой культуры родителей учащихся 

Направления работы «родительского университета»:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • формирование педагогических знаний и культуры родителей;
  • профилактика социального сиротства;
  • предупреждение и профилактика нарушений и преступлений среди несовер­шеннолетних;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • правовое образование родителей;
  • вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс.

Формы работы: 

  • семинар;
  • диспут;
  • социально-психологический тренинг;
  • социально-психологический практикум;
  • круглый стол;
  • семинар-практикум;
  • конференция;
  • вебинар;
  • консультация. 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IV классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

1 класс

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

23.10

лекция

классный руководитель,

медицинский работник

1.2

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

18.12

беседа

классный руководитель,

медицинский работник

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

19.02

круглый стол

классный руководитель

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

23.04

семинар-практикум

классный руководитель

3

3 класс

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

24.09

беседа

классный руководитель

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

19.12

лекция

Классный руководитель

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

20.02

беседа

классный руководитель,

медицинский работник

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

24.04

семинар-практикум

классный руководитель

4

4 класс

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

25.10

лекция

классный руководитель,

медицинский работник

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

19.12

круглый стол

классный руководитель, педагог социальный

4.3

Тема 3. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

17.02

 

круглый стол

классный руководитель

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника. 

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

21.04

круглый стол

классный руководитель

  

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-IV классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников

Развитие памяти и внимания младших школьников

Мотивы учения младших школьников

Отношения в семье как основа взаимопонимания

Поощрение и наказание детей в семье

Леворукий ребенок в школе

классный руководитель

2

Воспитание вежливости

Профилактика жестокого обращения с детьми

Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Роль отца в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка

Семейные традиции ценности в воспитании детей

Учение с увлечением

классный руководитель

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Как выявить и развить способности детей?

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей

Как помочь ребенку стать внимательнее?

Как привить ребенку любовь к чтению?

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

классный руководитель

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

Интеллектуальное развитие ребенка

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей

Организация свободного времени детей в период летних каникул

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

5 класс

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

21.10

семинар-практикум

классный руководитель, медицинский работник

1.2

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

19.12

круглый стол

классный руководитель

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

20.02

лекция

классный руководитель,

медицинский работник

1.4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

24.04

круглый стол

классный руководитель

2

6 класс

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

24.10

лекция

классный руководитель

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

19.12

семинар-практикум

классный руководитель

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

20.02

круглый стол

классный руководитель

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению  безопасности детей в летний период

24.04

семинар-практикум

классный руководитель, медицинский работник

3

7 класс

3.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

21.10-25.10

лекция

классный руководитель,

медицинский работник

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

16.12-20.12

круглый стол

классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

17.02-21.02

дискуссия

классный руководитель

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе

 

у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

21.04-25.04

беседа

классный руководитель

4

8 класс

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

24.10

лекция

классный руководитель

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

19.12

конференция

классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

20.02

беседа

классный руководитель

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

24.04

круглый стол

классный руководитель

5

9 класс

5.1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

 

21.10-25.10

лекция

классный руководитель, медицинский работник

5.2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

16.12-20.12

беседа

классный руководитель

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

17.02-21.02

беседа

классный руководитель

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников

Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

21.04-25.04

конференция

классный руководитель

  

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком

Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников

Межличностное общение подростков

Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины

Ответственность родителей за воспитание детей

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

классный руководитель,

медицинский работник,

инспектор по делам несовершеннолетних

7

Ваш любимый неидеальный ребенок

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

классный руководитель,

медицинский работник

8

Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

классный руководитель,

медицинский работник

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Интернет-зависимость: пути преодоления

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

классный руководитель,

инспектор по делам несовершеннолетних

 

В плане возможны изменения и дополнения 

свернуть

Отчёт о проделанной работе

Правила и рекомендации педагогу для успешного общения с детьми и их родителями

Памятка по работе с «трудными» родителями

Четко определите для себя цель посещения данной  семьи.

Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций.

Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей.

Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

Поощряйте успехи родителей в воспитании ребенка.

Оказывайте   помощь в установлении контактов семьи с окружающими.

Соблюдайте  этику поведения во время посещения семьи, чтобы показать родителям, что визит не принесет вред ребенку.

Проводите регулярно встречи с родителями, используя различные формы беседы  («введение в ситуацию», «свободная», «диагностическая» и др.)

Оказывайте социальную поддержку в конкретных трудных жизненных ситуациях. Надо иметь в виду, что  семьи могут проявлять следующие формы защитного поведения в отношении к посещающим:

-Игнорирование: не приходят на встречу, не соблюдают договоренности о ранее запланированных встречах на дому или в учреждениях. 

-Избегание: часто меняют место жительства; не открывают двери представителям школы, ожидая их прихода, запирают двери, закрывают шторы, гасят свет, чтобы было впечатление пустого дома.

-Неучастие: во время посещения семьи классным руководителем занимаются посторонними делами; во время беседы не говорят ни о себе, ни о ребенке. 

-Агрессия: начинают ссоры, конфликты с другими членами семьи в присутствии педагога; обвиняют школу в том, что происходит в семье, или в том, что она вмешивается в их жизнь.

 

Правила и рекомендации педагогу для успешного общения с детьми и их родителями

- Хорошо изучи условия и особенности воспитания в каждой отдельно взятой семье.

- Неизменно поддерживай авторитет школы высокой деловой квалификацией, совершенствованием профессионального мастерства, высоким моральным и культурным уровнем, наличием единых требований по основным вопросам воспитания между педагогическим коллективом и семьей.

- Изучай потребности родителей своего класса, используй активные формы в проведении родительских собраний.

- Начинай разговор с родителями с похвалы их ребенку, говори о недостатках корректно и спокойно.

- Терпеливо выслушивай родителей.

- Давай рекомендации с учетом индивидуальных особенностей ученика и их родителей.

- На родительских собраниях затрагивай темы, интересные всем родителям. Выявляй их при анкетировании родителей.

- Привлекай родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий.

- Взаимодействуй с психологом при решении конкретных проблем с семьями.

 

Принципы эффективного сотрудничества школы и семьи

  1. Принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнёров (взаимной договорённости о содействии благоприятных для развития ребёнка условий его жизни).

Школа раскрывает цель воспитания -

               Семья осмысливает цель воспитания, выражает мнение;

Школа сообщает о функциях школы -

              Семья выражает мнение о продуктивности функций;

Школа наделяет семью обязанностями -

              Семья соглашается создавать необходимые условия;

Школа открывает психологию любви -

            Семья научается любить детей.

  1. Принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребёнку (последовательного соотнесения единых требований к ребёнку в школьной и семейной сфере его жизнедеятельности)
  2. 3. Принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнёров, как условия их взаимодействия (взаимного выражения расположенности друг к другу, проявления доброжелательности и знаков уважения).

Школа оказывает знаки внимания родителям -

            Семья благодарит и выражает ответное внимание;

Школа формирует у детей любовь к семье -

           Семья утверждает безусловное уважение к школе;

Школа ознакомляет с событиями школы-

          Семья проявляет интерес к жизни всех детей.

  1. Принцип сопричастности, содействующий договорённости о степени соучастия каждого партнёра в создании наилучших условий воспитания ребёнка (взаимной практической заботы об улучшении условий жизнедеятельности ребёнка).
  2. Принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми (реальных совместных практических действий, содействующих счастливому развитию ребёнка). Здесь педагог, родитель и ребёнок выступают в роли равных субъектов деятельности, и тогда для ребёнка две противостоящие сферы жизни (школа и семья) вдруг сливаются в нечто единое под названием «общество», «человечество», «родина», «страна», и дети восходят на ступень выше в понимании сущности жизни как таковой.

Основная и главная задача педагога – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Учитель должен обладать большим терпением и тактом.

    У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. 

Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам:

Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!

 

Памятка по подготовке и проведению родительского собрания

Родительское собрание – это одна из форм взаимодействия между школой и семьей. На родительском собрании можно решать все задачи, которые школа ставит в работе с родителями.  Родительское собрание будет эффективным, если после него родится общее понимание роли школы и семьи в жизни ребенка, которое будет способствовать личностному развитию ребенка.

Мы предлагаем несколько правил по подготовке к родительскому собранию, следуя которым можно повысить его эффективность.

  1. Выбирайте актуальную тему собрания.
  2. Четко формулируйте цель данного собрания.
  3. При подготовке к родительскому собранию изучите научно-методическую литературу.
  4. Определите вид, форму и этапы проведения родительского собрания.
  5. Перед родительским собранием проведите микроисследования.
  6. Своевременно и правильно приглашайте родителей и других участников собрания.
  7. Подготовьте решение собрания.
  8. Подготовьте оборудование и оформите место проведения родительского собрания.

При подготовке и проведении родительского собрания надо учитывать ряд важных положений:

  • атмосферу сотрудничества семьи и школы;
  • интонацию собрания (советуем, размышляем вместе, никаких нотаций и упреков);
  • профессиональный уровень педагога - знания, компетентность (знания о жизни каждого ребёнка не только в школе, но и за её пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);
  • добрые, доверительные отношения (доброжелательность, взаимопонимание);
  • главными показателями эффективности родительского собрания являются: активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации. 

 

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями

Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз.

Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться  по всем наболевшим вопросам.

Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы услышали от родителей.

То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.

Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, ещё с кем-то – родителей необходимо поставить об этом в известность.

Готовясь к встрече с семьёй учащегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее. Не следует начинать разговор со следующих фраз:

- У вашего ребёнка совсем плохи дела.

- Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает.

- Вы задумайтесь, скоро экзамены, а ваш, ведь, не сдаст.

Перед началом разговора поблагодарите родителя за то,    что пришёл. Выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с    возникшими трудностями. А потом уже излагайте ситуацию.

В разговоре уместны следующие высказывания:

- Я понимаю, что трудно….

- Я сама мама и знаю…

- Это же Ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем Вы.

- Никто не сможет помочь Вашему ребёнку, лучше, чем Вы.

Предложите родителям варианты решения проблемы и обсудите их все. Вести беседу необходимо в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т.е. не обсуждать, кто  виноват, а решать, что делать. Каждая встреча с семьёй учащегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого учащегося.

 

Советы психолога по проведению родительского собрания:

  • Перед началом собрания «оставить за дверью» плохое настроение.
  • Длительность собрания не более 1,5 часов.
  • Самый приятный звук для человека - его имя. Положите перед собой список с именами и отчествами родителей.
  • Перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить.
  • Не забудьте золотое правило педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.
  • Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.
  • Поблагодарите всех, кто нашел время придти (особенно отцов).
  • Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.
  • В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их возможностей.
  • Доведите до родителей мысль, что «плохой ученик» не означает «плохой человек».
  • Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

  • Осуждать присутствующих родителей за неявку в прошлые разы.
  • Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.
  • Давать негативную оценку всему классу.
  • Переоценивать значение отдельных предметов.
  • Избирать для общения назидательный тон
свернуть

Роль семейных традиций в формировании личности ребенка

У каждого народа и в каждой семье отдельно на протяжении жизни складываются свои определённые общественные и личностные традиции. Общественные традиции влияют на устройство общества, его правовую и законодательную структуру. Семейные традиции накладывают отпечаток на степень развития семейных взаимоотношений, взаимного понимания между членами семьи, чувства взаимоуважения, поддержки и чувства сопереживания.

Современные традиции семейных отношений существенно отличаются от требований прошедших времён. Различия касаются форм и степени жёсткости социального контроля за реализацией брачных и семейных отношений (табу, религиозная и светская мораль, общественное мнение), содержания и стиля исполнения отцовских и материнских ролей, распределения обязанностей, отношений к детям, отношений детей между собой и к родителям, отношений между представителями разных поколений, живущих в одной семье.

Семейные традиции влияют на психическое и физическое здоровье каждого члена семьи, их характеры и поступки, создают более или менее благоприятные предпосылки для воспитания детей и установления положительных внутрисемейных взаимоотношений.

Семейные традиции – форма и условие сосуществования родственников, позволяющие в той или иной мере реализовать её функции – воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение потребностей её членов. Семейные традиции определяются степенью взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния.

Сами семейные традиции складываются под влиянием нескольких факторов:

  • социально–экономическое состояние общества;
  • нравственно–психологическая атмосфера общества;
  • степень зависимости жизнедеятельности семьи от общества;
  • форма участия супругов в личном хозяйстве;
  • форма участия супругов в общественном производстве;
  • тип семьи – многодетная, малодетная;
  • состав семьи – бездетные супруги, полная или неполная семья;
  • структура семьи – главенство и подчинение;
  • психические и личностные свойства родственников;
  • степень психологической совместимости родственников между собой (конфликтность во взаимоотношениях между родственниками).

В современной семье, состоящей в основном из родителей и детей (нуклеарная семья), в условиях ограничения рождаемости и урбанизированного образа жизни возникли во многом новые взаимоотношения и как следствие семейные традиции по сравнению с многодетной и многопоколенной семьёй, распространённой в прошлом и встречающейся сегодня у некоторых народов Средней Азии и Закавказья. В такой семье дети испытывают на себе разнообразные влияния старших, перенимают их привычки, наблюдают их взаимоотношения, учатся уважать старших. Взрослые члены такой семьи воздействуют друг на друга и на детей, добиваются соблюдения семейных традиций и норм взаимоотношений, понимая ответственность перед младшими поколениями. В однопоколенной семье резко сокращается поле соблюдения и следования традиций, а так же ограничивается процесс социализации личности ребёнка. Ребёнок обычно запечатлевает стереотипы поведения и мышления одного из родителей, который в силу каких – то причин и обстоятельств оказал наибольшее влияние на формирование будущего человека. В этом случае достоинства и недостатки личности взрослого повторяются в личности ребёнка. Обостряются проблемы личного примера в неполных семьях, если ребёнок не находит в семье образца, достойного примера для подражания, он начинает искать его на стороне. В настоящее время повысилось влияние на детскую психику друзей и приятелей, кино- и телеэкрана. Современные подростки менее уважительно относятся к пожилым людям, что в известной мере обусловлено и тем, что идёт необратимый процесс разрушения семейных традиций, подростки мало общаются в семье со стариками, не учатся сопереживать им, не видят и не понимают естественных проявлений старости.

Важнейшим обстоятельством, определяющим характер семейных традиций, является степень зависимости семьи от общества.

При тесных контактах семьи с обществом образцы поведения человека на производстве, в транспорте, в системе обслуживания легко проникают в сферу семейных отношений, в формирование семейных традиций, что не всегда уместно. Современный человек отличается ярким личностным началом – независим, претендует на особое внимание к себе. Подобное умонастроение переносится и в семейные взаимоотношения, сложившиеся семейные традиции при этом рушатся, семья превращается в поле противодействия личностей.

В отношениях между членами семьи заметно повысился уровень взаимной психологической эксплуатации. Это проявляется в стремлении одного партнёра проявить свой характер и психологический статус. При этом другой должен терпеть, иначе конфликт усугубляется. Нередко члены семьи позволяют себе эмоционально разряжаться на родственников, перенося в дом злость и агрессию, возникшую в городской суете, что безусловно влияет на формирование подрастающей личности ребёнка.

Положительное влияние на всестороннее формирование личности оказывают добрые внутрисемейные отношения. Укрепляют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.

Значительную роль в духовной жизни семьи играют общенародные праздники, памятные для нашего народа даты, а также профессионально – трудовые праздники, которые семья отмечает вместе со всей страной. Вместе с тем в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейные праздники: дни рождения, совершеннолетие, получение паспорта, вступление в трудовую жизнь, проводы в армию, бракосочетание, имянаречение ребёнка, серебряные и золотые свадьбы, выход ветерана труда на пенсию.

Семейные отношения обогащаются новыми прогрессивными традициями. Наряду с прогрессивными в семье нередко сохраняются и устаревшие, вредные традиции: рецидивы домостроя, патриархальное отношение к женщине, хмельные застолья по любому поводу.

В большинстве хороших семей существует разумный ритм жизни с определёнными правилами и привычками, которые обыденны, просты и выполняются уже как бы автоматически. В субботний или воскресный день все члены семьи собираются на семейный совет, отправляются в путешествия по родному краю, ходят на прогулки в лес, вместе читают книги, обсуждают просмотренные фильмы, устраивают семейные обеды, посещают выставки и театрализованные представления.

Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зёрна разумного и доброго, которые старшими поколениями семьи были когда-то найдены, и сделать их достоянием подрастающего поколения.

свернуть
поделиться в: