Проект «Родительский университет»
Актуальной формой организации работы с родителями в 2024/2025 учебном году в учреждениях общего среднего образования является реализация проекта «Родительский университет».
Актуальной формой организации работы с родителями в 2024/2025 учебном году в учреждениях общего среднего образования является реализация проекта «Родительский университет».
Цель: оказание помощи родителям в организации самообразования, выработка умений и навыков по воспитанию детей через работу родительского университета
Задачи:
Направления работы «родительского университета»:
Формы работы:
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
1 класс |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
23.10 |
лекция |
классный руководитель, медицинский работник |
1.2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
18.12 |
беседа |
классный руководитель, медицинский работник |
1.3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
19.02 |
круглый стол |
классный руководитель |
1.4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
23.04 |
семинар-практикум |
классный руководитель |
3 |
3 класс |
|||
3.1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
24.09 |
беседа |
классный руководитель |
3.2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
19.12 |
лекция |
Классный руководитель |
3.3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
20.02 |
беседа |
классный руководитель, медицинский работник |
3.4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
24.04 |
семинар-практикум |
классный руководитель |
4 |
4 класс |
|||
4.1 |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
25.10 |
лекция |
классный руководитель, медицинский работник |
4.2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
19.12 |
круглый стол |
классный руководитель, педагог социальный |
4.3 |
Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
17.02 |
круглый стол |
классный руководитель |
4.4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
21.04 |
круглый стол |
классный руководитель |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
1 |
Психологические особенности младших школьников Развитие памяти и внимания младших школьников Мотивы учения младших школьников Отношения в семье как основа взаимопонимания Поощрение и наказание детей в семье Леворукий ребенок в школе |
классный руководитель |
2 |
Воспитание вежливости Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях Роль отца в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка Семейные традиции ценности в воспитании детей Учение с увлечением |
классный руководитель |
3 |
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? |
классный руководитель |
4 |
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул |
классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведения |
Ответственные |
1 |
5 класс |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
21.10 |
семинар-практикум |
классный руководитель, медицинский работник |
1.2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
19.12 |
круглый стол |
классный руководитель |
1.3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
20.02 |
лекция |
классный руководитель, медицинский работник |
1.4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
24.04 |
круглый стол |
классный руководитель |
2 |
6 класс |
|||
2.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
24.10 |
лекция |
классный руководитель |
2.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
19.12 |
семинар-практикум |
классный руководитель |
2.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
20.02 |
круглый стол |
классный руководитель |
2.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
24.04 |
семинар-практикум |
классный руководитель, медицинский работник |
3 |
7 класс |
|||
3.1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
21.10-25.10 |
лекция |
классный руководитель, медицинский работник |
3.2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
16.12-20.12 |
круглый стол |
классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
3.3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
17.02-21.02 |
дискуссия |
классный руководитель |
3.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе
у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
21.04-25.04 |
беседа |
классный руководитель |
4 |
8 класс |
|||
4.1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
24.10 |
лекция |
классный руководитель |
4.2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
19.12 |
конференция |
классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
4.3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
20.02 |
беседа |
классный руководитель |
4.4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
24.04 |
круглый стол |
классный руководитель |
5 |
9 класс |
|||
5.1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе
|
21.10-25.10 |
лекция |
классный руководитель, медицинский работник |
5.2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
16.12-20.12 |
беседа |
классный руководитель |
5.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
17.02-21.02 |
беседа |
классный руководитель |
5.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
21.04-25.04 |
конференция |
классный руководитель |
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответственные |
5 |
Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей |
классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
6 |
Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты Трудности переходного возраста Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье |
классный руководитель, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних |
7 |
Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье Предотвращение отчужденности между родителями и детьми Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? |
классный руководитель, медицинский работник |
8 |
Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
классный руководитель, медицинский работник |
9 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьи |
классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних |
В плане возможны изменения и дополнения
Памятка по работе с «трудными» родителями
Четко определите для себя цель посещения данной семьи.
Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций.
Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей.
Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
Поощряйте успехи родителей в воспитании ребенка.
Оказывайте помощь в установлении контактов семьи с окружающими.
Соблюдайте этику поведения во время посещения семьи, чтобы показать родителям, что визит не принесет вред ребенку.
Проводите регулярно встречи с родителями, используя различные формы беседы («введение в ситуацию», «свободная», «диагностическая» и др.)
Оказывайте социальную поддержку в конкретных трудных жизненных ситуациях. Надо иметь в виду, что семьи могут проявлять следующие формы защитного поведения в отношении к посещающим:
-Игнорирование: не приходят на встречу, не соблюдают договоренности о ранее запланированных встречах на дому или в учреждениях.
-Избегание: часто меняют место жительства; не открывают двери представителям школы, ожидая их прихода, запирают двери, закрывают шторы, гасят свет, чтобы было впечатление пустого дома.
-Неучастие: во время посещения семьи классным руководителем занимаются посторонними делами; во время беседы не говорят ни о себе, ни о ребенке.
-Агрессия: начинают ссоры, конфликты с другими членами семьи в присутствии педагога; обвиняют школу в том, что происходит в семье, или в том, что она вмешивается в их жизнь.
Правила и рекомендации педагогу для успешного общения с детьми и их родителями
- Хорошо изучи условия и особенности воспитания в каждой отдельно взятой семье.
- Неизменно поддерживай авторитет школы высокой деловой квалификацией, совершенствованием профессионального мастерства, высоким моральным и культурным уровнем, наличием единых требований по основным вопросам воспитания между педагогическим коллективом и семьей.
- Изучай потребности родителей своего класса, используй активные формы в проведении родительских собраний.
- Начинай разговор с родителями с похвалы их ребенку, говори о недостатках корректно и спокойно.
- Терпеливо выслушивай родителей.
- Давай рекомендации с учетом индивидуальных особенностей ученика и их родителей.
- На родительских собраниях затрагивай темы, интересные всем родителям. Выявляй их при анкетировании родителей.
- Привлекай родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий.
- Взаимодействуй с психологом при решении конкретных проблем с семьями.
Принципы эффективного сотрудничества школы и семьи
Школа раскрывает цель воспитания -
Семья осмысливает цель воспитания, выражает мнение;
Школа сообщает о функциях школы -
Семья выражает мнение о продуктивности функций;
Школа наделяет семью обязанностями -
Семья соглашается создавать необходимые условия;
Школа открывает психологию любви -
Семья научается любить детей.
Школа оказывает знаки внимания родителям -
Семья благодарит и выражает ответное внимание;
Школа формирует у детей любовь к семье -
Семья утверждает безусловное уважение к школе;
Школа ознакомляет с событиями школы-
Семья проявляет интерес к жизни всех детей.
Основная и главная задача педагога – сделать семью своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений. Учитель должен обладать большим терпением и тактом.
У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями.
Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам:
Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!
Памятка по подготовке и проведению родительского собрания
Родительское собрание – это одна из форм взаимодействия между школой и семьей. На родительском собрании можно решать все задачи, которые школа ставит в работе с родителями. Родительское собрание будет эффективным, если после него родится общее понимание роли школы и семьи в жизни ребенка, которое будет способствовать личностному развитию ребенка.
Мы предлагаем несколько правил по подготовке к родительскому собранию, следуя которым можно повысить его эффективность.
При подготовке и проведении родительского собрания надо учитывать ряд важных положений:
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз.
Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы услышали от родителей.
То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, ещё с кем-то – родителей необходимо поставить об этом в известность.
Готовясь к встрече с семьёй учащегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее. Не следует начинать разговор со следующих фраз:
- У вашего ребёнка совсем плохи дела.
- Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает.
- Вы задумайтесь, скоро экзамены, а ваш, ведь, не сдаст.
Перед началом разговора поблагодарите родителя за то, что пришёл. Выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями. А потом уже излагайте ситуацию.
В разговоре уместны следующие высказывания:
- Я понимаю, что трудно….
- Я сама мама и знаю…
- Это же Ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем Вы.
- Никто не сможет помочь Вашему ребёнку, лучше, чем Вы.
Предложите родителям варианты решения проблемы и обсудите их все. Вести беседу необходимо в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т.е. не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать. Каждая встреча с семьёй учащегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого учащегося.
Советы психолога по проведению родительского собрания:
Не стоит:
У каждого народа и в каждой семье отдельно на протяжении жизни складываются свои определённые общественные и личностные традиции. Общественные традиции влияют на устройство общества, его правовую и законодательную структуру. Семейные традиции накладывают отпечаток на степень развития семейных взаимоотношений, взаимного понимания между членами семьи, чувства взаимоуважения, поддержки и чувства сопереживания.
Современные традиции семейных отношений существенно отличаются от требований прошедших времён. Различия касаются форм и степени жёсткости социального контроля за реализацией брачных и семейных отношений (табу, религиозная и светская мораль, общественное мнение), содержания и стиля исполнения отцовских и материнских ролей, распределения обязанностей, отношений к детям, отношений детей между собой и к родителям, отношений между представителями разных поколений, живущих в одной семье.
Семейные традиции влияют на психическое и физическое здоровье каждого члена семьи, их характеры и поступки, создают более или менее благоприятные предпосылки для воспитания детей и установления положительных внутрисемейных взаимоотношений.
Семейные традиции – форма и условие сосуществования родственников, позволяющие в той или иной мере реализовать её функции – воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства и удовлетворение потребностей её членов. Семейные традиции определяются степенью взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния.
Сами семейные традиции складываются под влиянием нескольких факторов:
В современной семье, состоящей в основном из родителей и детей (нуклеарная семья), в условиях ограничения рождаемости и урбанизированного образа жизни возникли во многом новые взаимоотношения и как следствие семейные традиции по сравнению с многодетной и многопоколенной семьёй, распространённой в прошлом и встречающейся сегодня у некоторых народов Средней Азии и Закавказья. В такой семье дети испытывают на себе разнообразные влияния старших, перенимают их привычки, наблюдают их взаимоотношения, учатся уважать старших. Взрослые члены такой семьи воздействуют друг на друга и на детей, добиваются соблюдения семейных традиций и норм взаимоотношений, понимая ответственность перед младшими поколениями. В однопоколенной семье резко сокращается поле соблюдения и следования традиций, а так же ограничивается процесс социализации личности ребёнка. Ребёнок обычно запечатлевает стереотипы поведения и мышления одного из родителей, который в силу каких – то причин и обстоятельств оказал наибольшее влияние на формирование будущего человека. В этом случае достоинства и недостатки личности взрослого повторяются в личности ребёнка. Обостряются проблемы личного примера в неполных семьях, если ребёнок не находит в семье образца, достойного примера для подражания, он начинает искать его на стороне. В настоящее время повысилось влияние на детскую психику друзей и приятелей, кино- и телеэкрана. Современные подростки менее уважительно относятся к пожилым людям, что в известной мере обусловлено и тем, что идёт необратимый процесс разрушения семейных традиций, подростки мало общаются в семье со стариками, не учатся сопереживать им, не видят и не понимают естественных проявлений старости.
Важнейшим обстоятельством, определяющим характер семейных традиций, является степень зависимости семьи от общества.
При тесных контактах семьи с обществом образцы поведения человека на производстве, в транспорте, в системе обслуживания легко проникают в сферу семейных отношений, в формирование семейных традиций, что не всегда уместно. Современный человек отличается ярким личностным началом – независим, претендует на особое внимание к себе. Подобное умонастроение переносится и в семейные взаимоотношения, сложившиеся семейные традиции при этом рушатся, семья превращается в поле противодействия личностей.
В отношениях между членами семьи заметно повысился уровень взаимной психологической эксплуатации. Это проявляется в стремлении одного партнёра проявить свой характер и психологический статус. При этом другой должен терпеть, иначе конфликт усугубляется. Нередко члены семьи позволяют себе эмоционально разряжаться на родственников, перенося в дом злость и агрессию, возникшую в городской суете, что безусловно влияет на формирование подрастающей личности ребёнка.
Положительное влияние на всестороннее формирование личности оказывают добрые внутрисемейные отношения. Укрепляют эти отношения и усиливают их влияние на детей семейные традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.
Значительную роль в духовной жизни семьи играют общенародные праздники, памятные для нашего народа даты, а также профессионально – трудовые праздники, которые семья отмечает вместе со всей страной. Вместе с тем в жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейные праздники: дни рождения, совершеннолетие, получение паспорта, вступление в трудовую жизнь, проводы в армию, бракосочетание, имянаречение ребёнка, серебряные и золотые свадьбы, выход ветерана труда на пенсию.
Семейные отношения обогащаются новыми прогрессивными традициями. Наряду с прогрессивными в семье нередко сохраняются и устаревшие, вредные традиции: рецидивы домостроя, патриархальное отношение к женщине, хмельные застолья по любому поводу.
В большинстве хороших семей существует разумный ритм жизни с определёнными правилами и привычками, которые обыденны, просты и выполняются уже как бы автоматически. В субботний или воскресный день все члены семьи собираются на семейный совет, отправляются в путешествия по родному краю, ходят на прогулки в лес, вместе читают книги, обсуждают просмотренные фильмы, устраивают семейные обеды, посещают выставки и театрализованные представления.
Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зёрна разумного и доброго, которые старшими поколениями семьи были когда-то найдены, и сделать их достоянием подрастающего поколения.