МО классных руководителей

План работы школьного методического объединения классных руководителей ГУО "Вольковская средняя школа" на 2023/2024 учебный год

01.09.2023

ПЛАН РАБОТЫ

ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ГУО «ВОЛЬКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

 на 2023/2024 учебный год

Тема: Создание условий для реализации творческого потенциала классных руководителей, повышение их профессиональной компетентности в работе с учащимися, родителями, классным коллективом.           

Цель: Повышение качества и эффективности системы воспитания, совершенствование форм и методов воспитания в школе посредством повышения компетентности и профессионального мастерства классных руководителей.

Задачи:

  1. Создать условия для непрерывного повышения компетентности и профессионального мастерства каждого классного руководителя, совершенствования форм и методов организации воспитательной работы.
  2. Стимулировать инициативу и творчество классных руководителей.
  3. Совершенствовать методику работы классных руководителей по организации воспитательного процесса в классе в свете современных технологий.
  4. Внедрять достижения классных руководителей в работу педагогического коллектива.
  5. Обеспечивать преемственность в организации работы классного руководителя с детьми и подростками по формированию навыков здорового образа жизни на всех ступенях образования.

Заседание №1

Дата проведения: сентябрь 2023 года

Форма проведения: инструктивно-методическое совещание.

Тема: Особенности организации и планирования социальной, воспитательной и идеологической   работы в 2023/2024 учебном году.

Цель: Ознакомить классных руководителей с основными направлениями воспитательной работы на 2023/2024 учебный год, с инструктивно-методическими документами.

Научно-методический блок

Нормативное правовое обеспечение воспитательной и идеологической   работы в 2023/2024 учебном году. Программно-планирующая документация воспитательной работы.

Учебно-методический блок

  1. Изучение инструктивно-методического письма Министерства образования «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2023/2024 учебном году». (Ящук Ю.Л.)
  2. Планирование классными руководителями социальной, воспитательной и идеологической работы в классах в 2023/2024 учебном году». (Ящук Ю.Л.)

 Практический блок

1.Планирование методической работы классных руководителей на 2023/2024 учебный год. Утверждение плана работы методического объединения классных руководителей на 2023/2024 учебный  год. (Ящук Ю.Л.)

  1. Выборы секретаря методического объединения классных руководителей.

Заседание №2

Дата проведения: ноябрь 2023 года

Форма проведения: методическая студия.

Тема:  Использование этических  бесед и диалогов как средство повышения  духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Цель: распространение опыта работы классных руководителей  по повышению духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Учебно-методический блок

  1. Воспитание творческого отношения к учению, к труду, к жизни. (Карпович М.В.)
  2. Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе. (Кучейко Е.А.)
  3. Духовно-нравственное воспитание подростков. (Ящук Ю.Л.)

 Практический блок

  1. Обмен опытом работы. Посещение и анализ внеклассного мероприятия классного руководителя Дубешко И.И.

Заседание №3

Дата проведения: март 2023 года

Форма проведения: семинар – практикум.

Тема: Работа  классного  руководителя  по  профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, токсикомании и алкоголизма среди  несовершеннолетних. Формирование основ  ответственного и безопасного  поведения, культуры  здорового  образа  жизни.

Цель: повышение социально-педагогической  компетентности классного руководителя при организации профилактической  работы с  учащимися.

Учебно-методический блок

  1. Принципы и методы  профилактической  работы в школе с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания. (Ящук Ю.Л.)
  2. Профилактика вредных привычек и формирование культуры ЗОЖ. (Наливко В.А.)
  3. Различные  формы  занятий   по  безопасному и ответственному поведению  учащихся. (Медведько Л.И.)

 Практический блок

  1. Обмен опытом работы. Посещение и анализ внеклассного мероприятия классного руководителя Буховец Е.Р.

Заседание №4

Дата проведения: май 2023 года

Форма проведения: круглый стол.

Тема: Итоги работы методического объединения классных руководителей за 2023/2024 учебный год.

Цель: Обобщение опыта, подведение итогов и анализ работы классных руководителей.

Учебно-методический блок

  1. Анализ деятельности методического объединения классных руководителей за 2023/2024 учебный год. (Ящук Ю.Л.)
  2. Обсуждение перспективного плана работы методического объединения классных руководителей на 2024/2025 учебный год. (Ящук Ю.Л.)

 Практический блок

1. Анализ социальной, воспитательной и идеологической   работы за 2023/2024 учебный год. (Классные руководители 2- 9 классов)

свернуть

Информация по выявлению и профилактике насилия в семье

Информация здесь

свернуть

Рекомендации для классного руководителя по организации культурно-досуговой деятельности

12.12.2019

Досуг - это время отдыха учащихся и одновременно время развития их многообразных способностей и интересов, время общения с различными людьми. При организации досуга классному руководителю необходимо соблюдать следующие правила:

- формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими;

- досуговая деятельность строится на основе самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;

- разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (например, от шумной дискотеки - к спокойному общению школьников в кругу).

А) Индивидуальная работа классного руководителя

Чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо:

  • изучить потребности ребят, их интересы (путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы; путем тестирования, от товарищей по классу, друзей, из бесед с родителями);
  • выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются и соответствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка.

Выявив индивидуальные интересы ребят и их возможности, классный руководитель должен помочь ученикам в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет).

Б) Работа с классным коллективом

Классный руководитель строит совместно с детьми деятельность класса по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения свободного времени, культуры общения и труда путем:

- расширения познавательного и культурного кругозора учащихся с помощью всех доступных форм (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино и театров и т.д.);

- участия в общественно значимой деятельности (экологической, охране памятников и т.п.);

- организации активного отдыха (спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т.д.);

- укрепления связей семьи и школы (семейные клубы, праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т.д.);

- изучения обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение, беседы и т.д.);

- участия в государственных и национальных праздниках, в поисковой работе;

- организация коллективной творческой деятельности класса (творческие дела, «коммунарские сборы»);

- организация добровольной трудовой деятельности с элементами экономической целесообразности, работа в летних трудовых лагерях и т.п.

Досуг - важнейшая сфера развития самоуправления детей школьного возраста. Классный руководитель создает условия для развития самоуправления, принимая участие в работе органов самоуправления своего класса, тактично направляя работу лидеров, не ущемляя их самостоятельности и активности. Совместно с учениками планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность в классе.

Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности и нравственные качества школьников, классный руководитель внимательно наблюдает за детьми и использует новую информацию о них в своей работе.

В) Участие в общешкольных и районных делах

Классный руководитель не должен изолировать свой класс от школьной жизни (это может привести к групповому эгоизму). Поэтому каждый конкретный класс, как и другие классы, участвует:

- в общешкольных праздниках, трудовых акциях, районных мероприятиях;

- в разработке плана общешкольных мероприятий, экскурсионной, туристической работы.

Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления.

Досуговая деятельность класса осуществляется как часть целого - всей воспитательной работы школы.

 

свернуть

Рекомендации классному руководителю средних классов по профориентации учащихся

21.02.2019

Рекомендации классному руководителю средних классов по профессиональной ориентации

Профессиональная ориентация учащихся является одной из основных обязанностей классного руководителя.

Целью профориентационной работы на данном образовательном этапе является формирование мотивов, потребностей и интереса к выбору профессии, а также развитие профессионального самосознания учащихся.

Задачами профориентационной работы с учащимися средних классов являются: формирование информационной основы выбора профессии, формирование установки на самопознание и самооценку своих возможностей, первичных представлений о самом себе, о своих знаниях, умениях, физических и психологических качествах и свойствах, воспитание готовности к трудовой деятельности.

Основные формы и методы работы классного руководителя по профориентации в средних классах

Профпросвещение и профессиографические встречи. Основной функцией профпросвещения и профессиографических встреч является ознакомление учащихся со сферами трудовой деятельности и предприятиями города (региона).

Письменное рассуждение на тему «Кем быть?», в котором предлагается ответить на следующие вопросы:

Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем?

Почему тебе нравится именно эта профессия?

Что делают люди этой профессии?

Какие качества нужны человеку, чтобы хорошо работать по этой профессии?

Есть ли у тебя такие качества?

 

Анализ этих работ позволит классному руководителю познать внутренний мир ребёнка посредством выяснения личностных мотивов выбора профессии и знаний о многообразии профессионального труда.

Проведение экскурсий, содержательный аспект которых опосредован как особенностями возраста, так и образовательным уровнем учащихся. При проведении экскурсий необходимо не только показать учащимся, как работают люди, занятые в той или иной сфере, но и разъяснить важность данного вида труда для общества. Для закрепления материала после экскурсии под руководством классного руководителя оформляется альбом, который пополнит коллекцию информационных материалов в классном уголке или в школьном кабинете по профориентации.

Работа по оказанию помощи престарелым людям, детям из детских домов, детям-инвалидам, учащимся младших классов и т.д. Она может осуществляться следующим образом. На классном собрании учащиеся делятся на две команды, которые проводят работу по выявлению количества престарелых одиноких людей, нуждающихся в помощи (в каком-то районе, проживающих на какой-то улице и т.д.). Все данные заносятся в журнал «308». По результатам собранных материалов проводится классное собрание и формируются бригады по оказанию необходимой помощи. Вся проведённая работа записывается в журнал в «страничку добрых дел». В конце года по итогам работы проводится классный сбор «Добрых дел мастер». Подобные рейдовые операции можно организовать по починке мебели в детских садиках, по очистке лесопарковой зоны, по ремонту оборудования и мебели в школе. Главное при проведении таких мероприятий – дать возможность детям проявить инициативу, самостоятельность, почувствовать общественную нужность своей работы.

Проведение профориентационных игр, викторин, турниров, кинолекториев и т.д. Одним из возможных вариантов проведения профориентационной работы по реализации этого мероприятия может стать творческая игра «Экспедиция в мир профессий». Она позволяет все профориентационные занятия объединить в единый процесс, подчиненный одной логике и общей цели. Профориентационные занятия по изучению профессий усиливают не только познавательную, но и общественную активность школьников. Кроме того, проведение такой игры позволяет реализовать такие методы профориентационных воздействий, как изучение состояния производственной инфраструктуры региона и формирование познавательных интересов.

Изучение интересов, склонностей и способностей учащихся. Классный руководитель может использовать такие приёмы: изучение личных дел учащихся, проведение индивидуальной беседы с учениками, анкетирование и т.д. Несмотря на то, что интересы у детей в этом возрасте неустойчивы, нестабильны и динамичны, надо помнить, что интересы отражают общую направленность личности, охватывает все психические процессы и активизирует деятельность, в которой обнаруживаются способности подростка. Поэтому участие школьников в различных видах деятельности поможет выявить, развить и совершенствовать природные задатки, на основе которых при создании необходимых и достаточных условий развиваются способности детей.

Ведение профориентационной карты учащегося совместно с педагогом-психологом школы. Данная карта позволит систематизировать и контролировать процесс профессионального самоопределения каждого учащегося; выявить учащихся, нуждающихся в профконсультации психолога и следить за результативностью профориентационной работы. Ведение профкарты позволит классному руководителю прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности личности.

свернуть

Рекомендации по составлению характеристики класса

24.11.2018
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССА:
I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования:
количество учащихся;
из них мальчиков, девочек;
возрастной состав;
есть ли прибывшие ученики (из каких школ);
смена классного руководителя.
II. Содержание и характер учебной деятельности:
общая характеристика успеваемости, дисциплины;
наличие контроля за оценками отдельных учеников;
дисциплина на уроках (кто нарушает?);
пропуски уроков.
III. Жизнь класса вне учебных занятий:
интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию и т. д.;
участие классного коллектива в общешкольной жизни;
проявление сознательной дисциплины;
влияние на класс родительской общественности;
общественно полезный труд в классе, школе.
IV. Руководство классным коллективом и его организацией:
актив класса, его работа (выделить лучших);
участие в школьных мероприятиях;
наличие неформальных лидеров, причины их влияния на класс;
наличие отверженных.
V. Взаимоотношения внутри коллектива:
степень сплоченности;
проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи;
наличие или отсутствие группировок;
особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;
эмоциональное неблагополучие отдельных детей.
VI. Общие выводы:
уровень развития коллектива;
характер общего эмоционального климата в коллективе;
дисциплинированность;
определение основных недостатков в организации жизни коллектива.
Характеристика должна содержать достаточное количество обоснованных
конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного
коллектива
свернуть

Функциональные обязанности классного руководителя

01.10.2018

 

  1. В своей работе классный руководитель руководствуется Кодексом Республики Беларусь об образовании, Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также иными законодательными актами Республики Беларусь в сфере воспитания, уставом учреждения образования, иными локальными нормативными актами.
  2. Классный руководитель в своей работе взаимодействуют с руководителем учреждения образования, заместителями руководителя учреждения образования, педагогическими работниками, руководителями первичных общественных объединений, ученическим самоуправлением, другими заинтересованными лицами, а также законными представителями обучающихся с целью координации работы по формированию личности учащихся.
  3. В своей работе классный руководитель руководствуется следующими принципами: личностно-ориентированный (индивидуальный) подход в воспитании, уважение личности учащихся, приоритет прав и законных интересов обучающихся, содействие социализации, саморазвитию и самореализации учащихся, формированию их гражданской позиции, здорового образа жизни, развитие ученического самоуправления, доброжелательность в отношениях с обучающимися и их законными представителями, обеспечение гуманистического характера воспитания.
  4. Работа классного руководителя должна быть подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности учащихся, коллектива класса.
  5. Классный руководитель всесторонне изучает индивидуально-личностные особенности каждого учащегося, коллектива класса, особенности семейного воспитания учащихся, проводит мониторинг оценки качества воспитания;
  6. Классный руководитель осуществляет в классе идеологическую и воспитательную работу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, склонностей, интересов, потребностей и ценностных ориентации учащихся, специфики учреждения образования и социокультурной среды;
  7. Классный руководитель проводит еженедельно информационные часы с целью своевременного ознакомления учащихся с социально-экономической, общественно-политической и культурной жизнью страны по тематике, утвержденной заместителем руководителя, отвечающего за организацию идеологической и воспитательной работы;
  8. Классный руководитель проводит  еженедельно классный час по запланированной тематике, а также не реже одного раза в месяц по вопросам дисциплинарной ответственности, результатам учебной деятельности учащихся, участия в общественно полезном труде, культурной и общественной жизни класса;
  9. Классный руководитель способствует созданию условий для успешной учебной деятельности учащихся, укреплению дисциплины в ходе образовательного процесса, развитию умений и навыков самостоятельной учебной работы, адаптации в учреждении образования, в том числе:

9.1. осуществляет ежедневный контроль за состоянием успеваемости, учебной дисциплины, внешнего вида, досуговой занятости учащихся;

9.2. ведет ежедневный учет посещаемости занятий; в течение учебного дня устанавливает причину отсутствия учащихся в школе, в случае отсутствия без уважительной причины уведомляет социального педагога, зам.директора по воспитательной работе либо дежурного администратора

9.3. постоянно информирует родителей об успеваемости, случаях нарушения дисциплины и пропусков занятий по неуважительным причинам с целью повышения ответственности родителей (законных представителей) за результаты обучения и воспитания детей.

  1. Классный      руководитель способствует созданию в классе, учреждении образования здоровьесберегающего пространства, сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся;
  2. Классный руководитель совместно со специалистами СППС учреждения образования изучает особенности семейного воспитания учащихся, выявляет учащихся, находящихся в социально опасном положении; проводит работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, поддержке несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, правовому просвещению учащихся, профилактике противоправного поведения, в том числе:

11.1. проводит обследование жилищно-бытовых условий проживания учащихся вновь прибывших – в течение недели после зачисления в учреждение образования, на всех учащихся два раза в год (сентябрь, январь);  представляет на утверждение директора отчеты по результатам посещения семей на дому (акты, отчетные таблицы) не позднее 10 октября, 10 февраля.

11.2. при выявлении признаков социально опасного положения учащегося незамедлительно информирует руководителя учреждения образования;

11.3. совместно со специалистами СППС учреждения образования участвует в социальном расследовании при получении информации о социальном неблагополучии в семье учащихся;

11.4. при признании учащихся, находящимися в социально опасном положении, вносит предложения и участвует в разработке и осуществлении плана защиты его прав и законных интересов;

11.5. организует работу по вовлечению учащегося в объединения по интересам, факультативные занятия, спортивные секции и иные виды внеурочной занятости;

11.6. обеспечивает своевременную подготовку установленной отчетности по проведению воспитательно-профилактической работы с учащимися, состоящими на учете.

  1. Классный руководитель оказывает педагогическую поддержку органам ученического самоуправления, первичным организациям общественных объединений «Белорусская республиканская пионерская организация», «Белорусский республиканский союз молодежи», другим детским и молодежным общественным объединениям, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
  2. Классный руководитель развивает традиции учреждения образования, содействует обеспечению соблюдения правил внутреннего распорядка, защиты прав и законных интересов учащихся;
  3. Классный руководитель привлекает учащихся к общественно-полезному труду, содействует вторичной занятости учащихся, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, участию в работе объединений по интересам, клубов, секций, деятельности органов ученического самоуправления;
  4. Классный руководитель осуществляет организацию воспитательного процесса во внеурочное время, в шестой школьный день и каникулярный период; Организует участие  класса  в проводимых внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятиях.
  5. Перед проведением мероприятий, связанных с выходом за пределы школы (походы, экскурсии и т.д.) классных руководитель проводит с учащимися обучающие занятия по соблюдению правил дорожного движения, мерам безопасности и правилам поведения в общественных местах с оформлением протокола занятия. Во время проведения экскурсий, культурно-массовых мероприятий находится рядом с детьми, контролирует их поведение, несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся
  6. Классный руководитель содействует организации питания и медицинского обслуживания учащихся в соответствии с установленными требованиями;
  7. Классный руководитель оказывает содействие по дальнейшему жизнеустройству учащихся после получения ими общего базового (среднего)  образования.
  8. Классный руководитель повышает квалификацию и постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство.
  9. Классный руководитель ведет плановую и учетно-отчетную документацию, установленную должностной инструкцией учителя и настоящими функциональными обязанностями.
  10. Классный руководитель планирует воспитательную работу с учащимися с учетом специфики и особенностей класса на основе плана идеологической и воспитательной работы учреждения образования на учебный год. Разрабатывает планы идеологической и воспитательной работы на учебный год и четверть, руководствуясь примерной структурной моделью ведения документации, регламентирующей организацию воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования (СНД 36, 2012).
  11. Классный руководитель для организации идеологической и воспитательной работы с классным коллективом проводит анализ своей деятельности, который отражается в аналитическом отчете за год.
  12. Классный руководитель заполняет социально-педагогическую характеристику класса, которая поддерживается в актуальном состоянии в течение года.
  13. Фактическое выполнение организационно-воспитательной работы учитель отражает в классном журнале.
  14. Классный руководитель участвуют в работе учебно-методического объединения классных руководителей, которое создается с целью оказания методической и практической помощи в организации и проведении идеологической и воспитательной работы, повышения профессионального мастерства, обобщения и распространения лучшего опыта работы классных руководителей.
  15. Классный руководитель выполняет иные обязанности, установленные Министерством образования РБ, органами административного управления и должностной инструкцией учителя и другими локальными нормативными актами  учреждения образования.
свернуть