Советы родителям

Советы родителям, которые хотят быть примером для детей

Наши дети перенимают наши привычки. Как хорошие, так и плохие. Если вы на самом деле хотите воспитать из своих детей честных и любящих взрослых, учите их на своем примере. Представляем 5 подсказок, которые вам в этом помогут.


Избегайте эмоциональных реакций

Эмоциональные реакции — это естественный процесс, но не стоит забывать, что всплеск эмоций может помешать принятию взвешенного и обдуманного решения. Покажите своим детям, как контролировать свои эмоции, например, совершенно спокойно отреагировав на сложившуюся напряженную ситуацию. Если вы замечаете, что не можете сдержать свои эмоции, развернитесь и выйдите. Вернетесь после того, как успокоитесь.


Объясняйте свои решения

Удачное решение — недостаточно хороший пример для ребенка, так как механизм работы принятия такого решения могут быть не очевидными, и «урок» пройдет зря.

Если вы даете ребенку тайм-аут, всегда объясняйте почему вы это делаете. Расскажите, что конкретно он совершил, чтобы заслужить наказание. И что вам обоим нужно время, чтоб успокоиться.

«Потому что я так сказал» может сработать иногда, но беда в том, что это не может служить хорошим примером.

Бонусом к объяснениям будет понимание ребенка, что он достаточно взрослый для подобных четных разговоров.


Признавай свои ошибки

Никто не идеален. Когда ваши поступки идут вразрез тому, чему вы учите своих детей, умейте признать свою неправоту.

Если вы перебиваете речь ребенка, извинитесь и дайте ему продолжить. Помните, что ваши дети — тоже люди. Относитесь к ним с тем уважением, которое бы хотели получить взамен.


Практика управления стрессом

Стресс — одна из самых больших проблем, с которой мы знакомимся в детстве и продолжаем сталкиваться уже во взрослой жизни.

Найдите свой способ «выпустить пар»: йога, медитации, физические упражнения. Объясните детям, что это то, чем они могут заниматься, когда испытывают стресс.


Здравые отношения с алкоголем

Какими бы ни были ваши действия и поступки, плохими или хорошими, они оставляют неизгладимый след в душе вашего чада.

Если дети видят, как вы пытаетесь справиться со стрессовой ситуацией, употребляя алкоголь, вероятно, они последуют по вашим стопам. Будьте очень осторожны с тем, как часто и как много вы пьете на глазах своего ребенка.

Как только вы позволите первому ругательному слову вырваться из ваших губ, будьте уверены, что ребенок однажды не преминет его повторить. Вот почему мы обязаны быть лучшим примером для своих детей.

свернуть

Советы врача

Как сохранить здоровье ребёнку


 

Профилактика гельминтозов у детей

(памятка для родителей)

Гельминты или глисты - это обширная группа различного вида и размера паразитических червей, которые живут в организме человека, нанося при этом существенный вред здоровью хозяина, особенно если это неокрепший детский организм.

В чем заключается вред здоровью от гельминтов:

- питаясь за счет хозяина, они создают в его организме дефицит жизненно необходимых витаминов и микроэлементов;

- снижают иммунитет, удлиняют сроки лечения инфекционных и неинфекционных заболеваний, провоцируют различные аллергические проявления;

- вызывают у ребенка беспокойство, капризность, раздражительность, нарушение сна, отставание в умственном и физическом развитии, неблагоприятно сказываются на учебе школьников.

Все эти проявления зачастую не бросаются в глаза и потому может казаться, что зараженный гельминтами ребенок вполне здоров, однако это ошибочная точка зрения!

В Беларуси встречается свыше десятка опасных для человека видов гельминтов, но наиболее широкое и массовое распространение, особенно среди детского населения, имеют 3 из них: острицы, власоглавы и аскариды.

Что представляют собой эти виды гельминтов:

Острицы - мелкие круглые черви белого цвета до 1 см длинной; власоглавы - круглые белые длинной до 5 см с характерной нитевидной головной частью и утолщенной задней; аскариды - самые крупные из перечисленных (до 40 см), круглые, бело-розового цвета.

Обитают эти паразиты в кишечнике человека, вызывая при этом соответствующие заболевания: ЭНТЕРОБИОЗ, ТРИХОЦЕФАЛЕЗ и АСКАРИДОЗ.

Особенности данных заболеваний и вызывающих их возбудителей:

Характерной особенностью энтеробиоза является сильный зуд в области заднего прохода, вызываемый тем, что самки остриц активно выползают из анального отверстия для откладки яиц. Этот зуд вызывает непроизвольное расчесывание и загрязнение яйцами паразита рук, нательного и постельного белья, а, впоследствии, предметов обихода, игрушек, продуктов питания и пр. Заражению здорового ребенка, находящегося в одном коллективе или помещении с больным способствуют такие вредные привычки, как обгрызание ногтей, держание во рту пальцев и игрушек, а также несоблюдение правил личной гигиены.

К особенностям трихоцефалеза следует отнести отсутствие выраженных клинических проявлений и длительность (3-5 лет) течения заболевания, сложность его диагностики и лечения, а также то, что возбудитель - власоглав - относится к группе так называемых геогельминтов, в цикле развития которых обязательно присутствует период созревания их яиц в почве (внешней среде). При этом заражение непосредственно от больного, как при энтеробиозе, невозможно, но и бороться с такими гельминтозами значительно труднее из-за того, что яйца их во внешней среде выживают годами и все это время опасны для человека.

Аскарида также относится к геогельминтам. Из 3-х перечисленных видов она является самой агрессивной за счет того, что в процессе ее развития, вылупившиеся из яиц личинки передвигаются по кровеносному руслу через печень, сердце в легкие, где по мере созревания разрывают капилляры и через бронхи, трахею проникают в глотку, заглатываются и только потом, вновь попадая в кишечник, достигают окончательной зрелости. Клинически период миграции личинок проявляется лихорадкой, потливостью, кашлем, аллергическим зудом, сыпью, астматическим бронхитом; период зрелости паразита - снижением аппетита, похуданием, болями в животе, общей слабостью.

Массовое заражение населения аскаридозом и трихоцефалезом поддерживается повсеместным использованием в качестве удобрения на приусадебных и дачных участках необеззараженных фекалий, употреблением с этих участков (огородов) немытых и необработанных кипятком овощей и ягод, заносом яиц паразитов на пищевые продукты мухами и с грязными руками.

Что важно знать и выполнять родителям, чтобы уменьшить опасность заражения гельминтами детей:

  1. что дети наиболее восприимчивы к глистным заболеваниям: среди них поддерживается самый высокий уровень зараженности, и они являются основными источниками загрязнения окружающей внешней среды.
  2. что борьба с гельминтозами и причиняемым ими ущербом - это общегосударственная задача, в реализации которой немаловажная роль отводится семье.
  3. что ведущими направлениями в снижении заболеваемости гельминтозами населения и профилактики заражения детей являются:
  • предупреждение загрязнения яйцами гельминтов внешней среды путем отказа от использования на личных приусадебных и дачных участках необеззараженных фекалий;
  • воспитание на личном примере у детей устойчивых гигиенических знаний и навыков; борьба с вредными детскими привычками;
  • своевременное обращение за медицинской помощью при подозрении на заболевание гельминтозами;
  • проведение ежегодных (в 4-ом квартале) плановых оздоровительных мероприятий: гельминтологическое обследование детей и членов их семей либо 2-кратное с интервалом 3 недели профилактическое их лечение (без предварительного обследования) широкоспектрными антигельминтными препаратами.

Соблюдение этих правил позволит эффективно снижать заболеваемость гельминтозами в вашем населенном пункте и уберечь от заражения вас и ваших детей.


Менингококковая инфекция и ее профилактика

Менингококковая инфекция занимает важное место в инфекционной патологии и продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь.

Это определяется:

  • легкостью распространения заболевания, в основном воздушно-капельным путем - при кашле, чихании, разговоре, при достаточно тесном и продолжительном общении;
  • первичная симптоматика менингококковой инфекции нередко схожа с проявлениями других острых респираторных инфекций (ОРИ), что порой затрудняет диагностику заболевания;
  • высокой пораженностью больных генерализованной формой;
  • тяжелым клиническим развитием заболевания;
  • достаточно высокой летальностью и смертностью;
  • опасностью заболевания в том, что оно может развиваться в считанные часы и даже минуты, так называемые «молниеносные» формы заболевания, и спасти больного удается не всегда;
  • чаще болеют дети до 3-летнего возраста.

Следует знать, что возбудитель менингококковой инфекции постоянно циркулирует среди различных возрастных групп населения, но наибольшую эпидемическую опасность для окружающих представляют бактерионосители. Считается, что на 1 больного приходится 1200 бактерионосителей. Причем чаще всего носителями являются взрослые, даже не подозревая об этом, а болеют преимущественно дети.

Менингококк наиболее активизируется во время эпидемии гриппа.

Коварство этой инфекции в том, что начальные клинические проявления заболевания напоминают простуду или грипп.

Наиболее распространённой формой инфекции является назофарингит, когда воспаляется задняя стенка глотки, отмечается незначительное повышение температуры тела, головная боль, першение в горле, заложенность носа и насморк. На этом этапе пациентам чаще всего ставится диагноз: острое респираторное заболевание. Однако неправильная и несвоевременная диагностика может далее привести к воспалению мозговых оболочек.

Для генерализованных форм менингококковой инфекции характерно острое и бурное начало на фоне полного здоровья. В этом случае заболевание начинается внезапно. Например, ребенок ложится спать совершенно здоровым, а ночью он неожиданно становится неспокойным, ощущает мышечную слабость; если с ребенком возможен словесный контакт, то он будет жаловаться на сильную головную боль, которая не снимается обычными обезболивающими средствами. В течение часа обычно поднимается температура до 39-40°, через 5-6 часов возникает рвота, не приносящая облегчения больному. Но самый грозный симптом, на который обязательно надо обратить внимание, - появление сыпи. Сначала это бледно-розовые звездочки, на протяжении первых суток они появляются у 80 % больных. Сыпь будет увеличиваться. И именно при наличии ее надо обязательно повторно вызывать доктора, поскольку первичный диагноз до сыпи может быть выставлен как острое респираторное заболевание.

Такая форма менингита опасна тем, что может развиться токсико-септический шок из-за кровоизлияния в жизненно важные органы и, прежде всего, в надпочечники. Этот шок становится причиной смерти у 5-10 процентов больных. Поэтому, чем раньше родители обратятся за медицинской помощью, и чем раньше будет поставлен соответствующий диагноз, тем больше шансов спасти больного. Но в любом случае понадобится госпитализация и родителям не надо отказываться от нее.

Каковы меры профилактики менингококковой инфекции?

В случае появления первых симптомов, характерных для менингококковой инфекции необходимо немедленно вызвать «скорую помощь» и быстро доставить больного в больницу.

До приезда «скорой» необходимо изолировать больного, выделить ему индивидуальные средства личной гигиены и посуды, обеспечить больному абсолютный покой и хороший уход.

Чтобы не заболеть и не заразить окружающих, нужно избавляться от хронических заболеваний носоглотки - фарингита, тонзиллита, ларингита.

Родители ребенка должны помнить, что в случае простудных проявлений они могут явиться источником заболевания для своего ребенка, поэтому при появлении первых признаков заболевания необходимо пользоваться марлевыми масками.

Рекомендуется больше гулять с ребенком на открытом воздухе, избегать поездок в общественном транспорте, длительно не находиться в помещениях, где имеется большое скопление людей (магазины, рынки, парикмахерские и т.д.).

Все праздничные мероприятия (крестины), связанные с рождением ребенка необходимо проводить вне квартиры, где он находится.

Поскольку возбудитель неустойчив во внешней среде, актуальными являются режимы проветривания, влажной уборки с применением дезинфицирующих средств, использование бактерицидных ламп для обеззараживания воздуха;

Если медицинским работником предложена госпитализация - не отказывайтесь от нее, от этого может зависеть жизнь Вашего ребенка.

Полноценное и сбалансированное питание, обогащенное витаминами и микроэлементами, занятие спортом, закаливание организма способствуют устойчивости организма к инфекции.

К сожалению, многие родители не в полной мере осознают опасность заболевания, а поэтому отказываются от квалифицированной медицинской помощи.

Учитывая внезапное начало и тяжесть заболевания менингококковой инфекцией, необходимо при первых его признаках как можно раньше обратиться за помощью к врачу, от этого будут зависеть результаты успешного лечения и благоприятного исхода заболевания.


Профилактика гриппа и ОРВИ

Известно, что существует 3 вида профилактики гриппа. Это профилактика с помощью вакцин (специфическая, вакцинопрофилактика), химиопрофилактика (противовирусные средства) и профилактика, подразумевающая под собой соблюдение правил личной и общественной гигиены (неспецифическая).

Вакцинопрофилактика — краеугольный камень в контроле над гриппом

Вакцинация является самой надежной защитой при любых эпидемиях гриппа. Приобретенный в результате вакцинации иммунитет надежно защищает от заболевания. Многие серьезные инфекции, такие как полиомиелит, дифтерия, корь были практически полностью ликвидированы в результате массовой вакцинации. Проведение ежегодных вакцинаций против сезонного гриппа значительно снижают заболеваемость и смертность во всех возрастных группах. 

Цель вакцинации — не полная ликвидация гриппа, как инфекции, а снижение заболеваемости и смертности от гриппа и, особенно, от его осложнений, от обострения и отягощения сердечно-сосудистых, легочных заболеваний и другой хронической патологии. 

ВОЗ рекомендует ежегодно прививать от гриппа группы риска: людей старше 65 лет, (при наличии хронической патологии — в любом возрасте), детей от 6 месяцев до 15 лет, медицинских работников и других людей с многочисленными производственными контактами. Центр по контролю за заболеваемостью в США (СDС) рекомендует расширить группы населения, подлежащие иммунизации против гриппа, путем включения в них людей старше 50 лет, женщин во 2-м и 3-м триместре беременности, детей, получающих аспиринотерапию и всех контактирующих с этими людьми.

В Беларуси к группам высокого риска развития неблагоприятных последствий заболевания гриппом относят: детей в возрасте 0–6 лет, взрослых в возрасте старше 60 лет, лиц с хроническими соматическими заболеваниями, независимо от возраста.

К группам высокого риска инфицирования также принадлежат школьники и учащиеся средних специализированных учебных заведений, медицинский персонал лечебных учреждений; работники транспорта, учебных заведений и сферы обслуживания. Сюда же следует отнести воинские подразделения, казармы, где создаются оптимальные условия для передачи возбудителя.

В отличие от сезонного, пандемический грипп H1N1/2009 имеет некоторые особенности — в первую очередь то, что заболевают преимущественно молодые люди, поэтому есть основания вакцинацию среди школьников, студентов, курсантов проводить в первую очередь.

Особую группу риска, на которой необходимо остановиться отдельно, составляют беременные женщины, особенно во втором и третьем триместрах беременности. Анализ современной ситуации показывает, что большая часть здоровых беременных женщин, с диагнозом грипп, нуждается в госпитализации, по причине тяжелого течения заболевания и тяжелых осложнений. В настоящее время около 5% подтвержденных летальных случаев заболевания, вызванных гриппом A/H1N1/pdm2009, зарегистрированы среди беременных женщин. При этом беременные женщины составляют только около 1 процента основного населения. Поэтому Всемирная Организация Здравоохранения и Министерства здравоохранения разных стран мира настоятельно рекомендуют всем беременным женщинам пройти вакцинацию, в том числе и против сезонного гриппа инактивированной (убитой) вакциной.

Безопасна ли вакцина против гриппа и какие побочные реакции возможно ожидать при проведении вакцинации?

Противогриппозные вакцины используются уже более 60 лет и доказали свою безопасность во всех возрастных группах. Хотя имеются сообщения о некоторых случаях серьезных побочных эффектов, но они встречаются крайне редко. Типичными побочными явлениями при вакцинации являются гриппоподобные симптомы (головная боль, ломота в теле, слабость), незначительный подъем температуры (до 37,5°С) и местные реакции в месте инъекции (покраснение кожи, припухлость), которые проходят в течение 1–2 дней. Также могут быть и аллергические реакции, но и они крайне редки. Что касается тяжелых побочных реакций на вакцинацию, то таковые составляют не более 1 случая на 1 миллион людей, прошедших вакцинацию.

Кроме того, следует помнить, что для предотвращения разного рода осложнений, перед проведением вакцинации необходимо информировать врача обо всех перенесенных заболеваниях и аллергических проявлениях в прошлом, что значительно снижает вероятность побочных эффектов вакцинации.

Не подлежащие вакцинации состояния (основные):

  • Аллергические реакции на компоненты вакцины — куриный белок
  • Аллергические заболевания, реакции на предшествующую прививку
  • Люди с обострением хронических заболеваний или с острыми инфекционными заболеваниями, сопровождающимися повышенной температурой

И последнее, что говорит в пользу вакцинации, это то, что потенциальная польза от вакцинации против гриппа (и особенно против пандемического гриппа) в части предотвращения серьезного заболевания, госпитализации и летальных исходов в значительной степени перевешивает риски побочных эффектов от вакцинации.

Основные выводы:

  • Противогриппозная вакцина безопасна
  • Вакцинация снижает риск заболевания, госпитализации и смертельных исходов среди пожилых людей и групп риска,
  • Вакцинация против гриппа снижает риск заболевания и развития осложнений среди здоровых молодых людей, детей и в организованных коллективах
  • Настоятельно рекомендуется вакцинация пожилых людей и групп риска

Неспецифическая профилактика. Соблюдение правил личной и общественной гигиены

Извлекая уроки из пандемий прошлого века, очевидны важность и необходимость проведения профилактических мероприятий. В то время мероприятия по ограничению распространения инфекции проводили самыми простыми способами — изоляции и карантин, повышение личной гигиены, использование дезинфицирующих средств, попытки не создавать большого скопления людей. Так, во время «Испанки» 1918 года, в некоторых странах на целый год были закрыты публичные места, суды, школы, церкви, кино. Были закрыты магазины, и продавцы обслуживали покупателей прямо на улице. В одном из городов США были запрещены рукопожатия. В некоторых странах был введен военный режим….

Для того чтобы понимать, как уберечься от гриппа и защитить своих близких, еще раз напомним основные пути передачи вируса гриппа. Как и все вирусы гриппа, вирус A/H1N1pdm2009 передается от человека к человеку воздушно-капельным путем — при кашле и чихании, с каплями слюны. При кашле и чихании больного человека микроскопические капли, содержащие вирус, распространяются в воздухе, и затем осаждаются на поверхностях окружающих предметов, откуда с частицами пыли могут попадать в верхние дыхательные пути окружающих лиц.

Больной человек наиболее заразен для окружающих первые 3–4 дня болезни, хотя выделение вируса возможно на протяжении всего заболевания и даже в период выздоровления. Дети, особенно маленькие, потенциально «опасны» более длительный период (7–10 дней).

Во внешней среде вирусы живут не долго — от 2х до 8 часов. Известно, что вирус гриппа погибает под воздействием высоких температур (75–100°С), а также некоторых бактерицидных агентов, таких как спирт, перекись водорода, щелочь (мыло). Антисептики на основе йода также эффективны против вирусов гриппа при использовании в соответствующих концентрациях на протяжении достаточного количества времени.

Чтобы избежать распространения гриппа H1N1/pdm2009 (и не только его), необходимо выполнять профилактические мероприятия, и помнить, что каждый из нас в силах снизить риск заболевания и распространения гриппа, выполняя простые санитарно-гигиенические правила. Поэтому рассмотрим ситуации, с которыми может столкнуться каждый, и перечислим необходимые профилактические мероприятия для каждого из конкретных случаев. 

Что надо предпринять, чтобы не заболеть самому и не заразить окружающих:

Во-первых: 

  • избегать контакта с больными людьми;
  • стараться не подходить к больному ближе, чем на 1 метр;
  • при контакте с больными людьми одевать маску;
  • мыть руки с мылом или антибактериальными средствами (спиртсодержащие растворы) для предотвращения распространения инфекции;
  • закрывать нос и рот во время кашля и чихания, используя одноразовые носовые платки;
  • избегать большого скопления людей (зрелищных мероприятий, собраний, встреч);
  • регулярно проветривать помещение;
  • не трогать грязными руками глаза, нос и рот;
  • вести здоровый образ жизни (полноценный сон, свежий воздух, активный отдых, сбалансированная пища, богатая витаминами), что поможет организму бороться с любыми инфекциями.

Во-вторых:

Если Вы заболели, максимально ограничьте контакты с другими людьми и вызовите врача как можно быстрее, чтобы получить рекомендации по лечению. Оставайтесь дома, по возможности, в течение 7 дней от начала заболевания и не пренебрегайте мерами личной повседневной гигиены.

Если Вы все-таки заболели, то:

  • Оставайтесь дома, чтобы не подвергать опасности других людей и избежать опасных осложнений
  • Соблюдайте постельный режим
  • По возможности изолируйте себя от других членов семьи
  • При первых симптомах заболевания вызовите врача
  • Пользуйтесь одноразовыми носовыми платками, и после использования немедленно их выбрасывайте
  • Пейте больше витаминизированных жидкостей, а также настои на клюкве, бруснике, обладающие жаропонижающими свойствами
  • Выполняйте все назначения врача и принимайте препараты, особенно антивирусные, строго по схеме. Необходимо пройти полный курс приема препаратов, даже если Вам кажется, что Вы уже здоровы
  • Внимательно следите за своим состоянием, чтобы при возможном ухудшении самочувствия своевременно обратиться к врачу и получить необходимое лечение.

И, наконец, в-третьих:

Что мы зачастую наблюдаем — стоит заболеть одному члену семьи, и один за другим остальные тоже оказываются «в постели». Изоляция больного в отдельной комнате, использование марлевых повязок для членов семьи заболевшего, частое проветривание и влажная уборка помещения, где находится больной, все это неотъемлемая часть профилактических мероприятий. В очаге гриппа дезинфицирующие мероприятия должны заключаться в обеззараживании как воздушной среды помещения — основного фактора передачи возбудителей болезни, так и предметов быта, обстановки, пола, на котором оседают капли аэрозоля, содержащие вирус, который выделяет больной. Простейшим способом снизить концентрацию инфекционного аэрозоля (мелкодисперсной, пылевой фазы) в воздухе является регулярное проветривание помещения. В холодное время года рекомендуется проветривать 3–4 раза в день по 15–20 мин. При этом необходимо следить за температурой воздуха в помещении, где находится больной. Она не должна опускаться ниже 20°С.

Если в семье появился больной, необходимо соблюдать следующие правила:

  • по возможности, разместить больного члена семьи отдельно от других,
  • уход за больным желательно осуществлять одному человеку,
  • избегайте того, чтобы за больным ухаживала беременная женщина,
  • все члены семьи должны соблюдать гигиенические меры – использование масок, частое мытье рук, протирание рук дезинфицирующими средствами,
  • следить за собой и за другими членами семьи на предмет появления симптомов гриппа,
  • стараться находиться от больного на расстоянии не менее 1 метра,
  • выделить для больного отдельную посуду.
  • внимательно следить за состоянием больного, чтобы при возможном ухудшении самочувствия своевременно обратиться к врачу и получить необходимое лечение.

Если Вы используете одноразовые маски, то старайтесь выполнять следующие требования:

  • влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую.
  • закончив уход за больным, маску необходимо немедленно снять, выбросить и вымыть руки.

Избегайте повторного использования масок, так как они могут стать источником инфицирования!

Клинические исследования по изучению эффективности масок в предотвращении передачи респираторных вирусов от человека к человеку показали, что правильное использование масок во время эпидемий снижает риск заражения вирусными инфекциями на 60–80%.

И вот, пожалуй, и все об этой «скучной» профилактике, о которой мы знаем с детства, но мало кто следует ее правилам. И, чтобы, хоть немного «разбавить» эту малоинтересную тему, еще несколько примеров из жизни. Опять же во время «Испанки» в некоторых странах для защиты от заражения начали надевать противогазы, либо добровольно, либо под давлением закона, в Сиэтле в трамвай во время «испанки» пассажиров пускали только в защитных масках. В других — человек, который публично чихал или кашлял, подвергался штрафу или тюремному заключению.

Понятно, что санитарно-эпидемические мероприятия в условиях эпидемии/пандемии не могут полностью «остановить» инфекцию, но снизить и отложить на время распространение заболевания могут. И пример тому Австралия во время пандемии «Испанки». За счет введения жестких карантинных мероприятий в морских портах, она не была вовлечена в пандемию до 1919 года. К этому времени вирус стал заметно «ослабевать» и заболевания протекали в более легкой форме.

Химиопрофилактика

Препараты для профилактики гриппа весьма разнообразны. В настоящее время применение химиопрепаратов рекомендуется только для экстренной профилактики в очагах заболевания гриппом по назначению лечащего врача.

свернуть

Советы психолога

Детская агрессия


Хотите, чтобы Ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?

  • Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителя в присутствии детей;
  • Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, подумайте, все ли Вы сами делаете правильно;
  • В случае неприятностей в школе поговорите с учителем. Поверьте - он всегда пойдет Вам навстречу;
  • Следите, чтобы ребенок высыпался;
  • Пусть ребенок видит, что Вы интересуетесь его успехами в школе;
  • Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок любил читать - читайте как можно больше сами;
  • Принимайте участие в жизни класса - ребенку будет приятно, что школа стала частью Вашей жизни;
  • Поддерживайте ребенка - он не должен потерять веру в свои силы.

Детские страхи

Во все времена детским страхам придавалось большое значение. Это явление наблюдалось всегда, потому что детское восприятие тонко и ранимо, ребенок очень восприимчив и отзывчив как на доброе, так и на злое воздействие, его воображение работает, так сказать «на полную мощность».

А сегодня, в век тотальных нервных перегрузок, дети как наиболее слабое и беззащитное звено общества, требуют особого внимания. Что может обусловить испуг, что приведет к привычному страху, станет основой детской нервозности и в дальнейшем может лишить человека душевного здоровья!

Детский страх кроется в таких вещах, о каких взрослый может даже не догадываться. Например, небрежно брошенное слово, показавшееся страшным. Поэтому надо быть очень внимательным к мелочам. Заметив подобный страх, ни в коем случае не высмеивать, не загнать этот непонятный взрослому страх внутрь, не называть малыша трусишкой.

Ребенок может бояться темноты. Нужно в этом случае побыть с ним, или зажечь ночник, или оставить дверь полуоткрытой, чтобы ребенка успокаивала полоска света. Только не ругать, только не дразнить, только не позволять себе никакого насилия. Надо спеть колыбельную песню, поцеловать на сон грядущий. Это успокаивает ребенка, дает ему почувствовать, что он не один в этом пугающем мире.

Надо всеми способами укреплять у ребенка уверенность в себе, потому что только уверенный в себе человек преодолеет в себе страх, а запуганный и зажатый вряд ли со своим страхом справиться. Часто родители сами запугивают ребенка. Очень удобно напугать собакой, которая укусит, стариком, который посадит в мешок и унесет, и даже знакомой тетей, которой его отдадут в случае неповиновения. Но все эти "удобные средства" чаще всего приводят к возникновению устойчивых страхов и фобий.

В связи с вышесказанным хочется ещё призвать родителей с большой осторожностью доверять своего ребенка чужим людям. Пусть даже доброжелательным, но которые по своей невнимательности, неосведомленности, некомпетентности в области детской психологии, вовсе даже не желая того, могут нанести ребенку серьезную душевную травму, послужить причиной того, что в народе издавна именуется "испугом".


Депрессии у детей

Если ваш ребёнок на протяжении нескольких недель слишком замкнут и часто плачет – это признаки сильной депрессии, однако иногда депрессия у детей выражается в раздражительности и агрессивном поведении. С такими детьми трудно находить общий язык. Если вы замечаете резкую перемену в поведении ребёнка, постарайтесь выяснить причину этого. Поинтересуйтесь, что его беспокоит. Ребёнку необходима помощь. Возможно, придётся сводить его к психиатру или психологу. Иногда может потребоваться применение лекарственных препаратов.


Профилактика неврозов

Первоклассник в семье - это перемена жизни в семье. Мало оборудовать рабочее место малышу, надо, выражаясь высоким слогом, выработать единую тактику в отношении к первоклашке. Ужасно, если папа чуть ли не за ремень хватается, чтобы наказать за плохую отметку, а мама в паре с бабушкой убеждает "виновника", что папа злой, а они добрые, не дадут в обиду. Не заметите, как станет от такого воспитания малыш эгоистом, потеряет уважение к вам.

Дети привыкли смотреть телевизор, не могут обойтись без «Спокойной ночи малыши». Не лишайте их привычного удовольствия. Не заставляйте в это время читать, писать буквы и т.д. Пусть поглядит "телик". Но вот после передачи в постель. Обязательно в девять вечера малыш должен отправляться в постель. Неважно, что он не сразу уснет, пусть поиграет в куклы, соберет самолётики. Можно ему в это время почитать книжку, рассказать самому сказку. Но никакой двигательной активности! Иначе ребёнок не отдохнёт и утром с трудом встанет собираться в школу.

В первом полугодии в первом классе, как правило, нет домашнего задания. Но хотелось бы чтобы, папы и мамы находили время для каких-то незатейливых занятий, помогали ему адаптироваться в школьную жизнь. Чаще поощряйте его, не скупитесь на похвалы.

Детская психика более ранима, чем взрослая. Она беззащитна перед неблагоприятным воздействием среды. Конфликты в семье, в школе, всевозможные стрессы для малыша опасны. Не забудьте, что неврозы взрослых чаще родом из детства. Ваш малыш быстро устает, у него снизилось артериальное давление, он не может сосредоточиться, капризен, плохо спит – это сигналит невроз. Конечно, прежде всего, надо избавиться от причин его поддерживающих. Терпение, доброжелательность, правильный режим дня, полноценное питание, закаливание – слагаемые успеха.

Пожалуйста, не кормите ребёнка успокаивающими таблетками. Попробуйте вот такое народное средство: 7 граммов сбора цветов боярышника, травы вереска, корня валерианы, соломы овса, залить 1,5 стакана кипятка, 3 минуты кипятить, 2 часа настаивать в термосе. Принимать по 1/4 стакана 5 раз в день. Последний раз на ночь можно дать двойную дозу.

Продолжительность курса фитотерапии зависит от степени клинических проявлений невроза, индивидуальности ребёнка.

свернуть

Советы педагога социального

Проблема выбора профессии

Большинство детей в 14-16 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно и многие испытывают страх перед необходимостью принятия решения и это естественно, так как вопрос очень важный и принятое решение повлияет на дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому, учащемуся очень важно ощущать поддержку и сопричастность со стороны близких, он должен знать, что в любой момент может обратиться к вам за помощью. Но не стоит полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность. Мы должны помочь им в этом сложном деле, но не осуществлять выбор за них.

Выбор ваших детей можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.

Во-первых, ребёнок должен обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.

Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.


Как помочь детям минимизировать ошибки в выборе профессии

В чем же может состоять помощь родителей и что важно учитывать:

  1. Очень важно находить время для общения с ребенком по душам, только так вы можете узнать о его мечтах, планах, интересах. При этом, конечно, важна ваша искренняя заинтересованность. Важно не навязывать свое мнение, а предлагать несколько вариантов, не высмеивать мечты ребенка, какими бы нереальными они не были.
  2. Детям очень важен опыт своих родителей. Расскажите, как вы выбирали профессию, чем при этом руководствовались, кто вам помог.
  3. Если вас огорчает профессиональный выбор вашего ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте категорично, это приведет к конфликту. Действуйте конструктивно: постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор, проанализируйте последствия этого решения и объясните ребенку, что ответственность за принятое решение будет на нем.
  4. Если ребенок предварительно выбрал для себя профессию, помогите ребенку проанализировать ситуацию.
  5. Если старшеклассник не может определиться со своими планами, надо попытаться понять, с чем это связано. Если он только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть. Ребенок всегда выбирает только то, что знает, поэтому дайте ему как можно больше информации о различных профессиях, о его возможностях в жизни. Вероятно, для самоопределения ему не хватает именно этих знаний.
  6. Многим подросткам трудно из-за робости и отсутствия необходимых навыков сделать какие-то конкретные действия, и в этом помощь родителей может быть незаменима. Посетите с ним дни открытых дверей в разных образовательных учреждениях, изучите имеющиеся у них образовательные направления.
  7. Обсуждая будущую профессию, не зацикливайтесь на одном варианте, рассматривайте разные, так как наличие альтернативы может снизить напряжение и тревогу у ребенка.
  8. Современные юноши и девушки при выборе профессии ориентируются на следующие факторы: престижность профессии, качества личности, присущие представителям этой профессии, принципы и нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас, видимо, одним из наиболее важных факторов становится материальный - возможность хорошо зарабатывать в будущем. Объясните, что это, конечно, важно, но если работа не приносит радости, то это сделает невыносимой жизнь.
  9. Предложите ребенку обратиться за консультацией к психологу и пройти профориентационное тестирование. Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего, познать себя – свои личностные качества, способности, склонности.
  10. Помните: самая главная ценность - здоровье и благополучие ребенка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребенку, соответствуют его способностям.

Удачи вам!


Рекомендации для родителей

  • Сохраняйте спокойствие. От вашей реакции во многом зависит, как ребёнок воспримет и переживёт инцидент.
  • Внимательно отнеситесь к словам ребёнка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если эти факты не имели места, очень важно понять истоки его фантазии.
  • Поговорите с ребёнком. Постарайтесь узнать точные факты, но не давите, не вымогайте исповедь насильно. Внимательно вслушивайтесь в то, что ребёнок говорит сам, добровольно.
  • Успокойте ребёнка. Дайте ему понять, что вы любите и ни в чём не обвиняете его, избавьте его от чувства стыда и вины.
  • Будьте честны. Скажите ребёнку, что вы собираетесь делать, и спросите его, согласен ли он с вашими намерениями (например, пойти к врачу или в полицию).
  • Подбодрите ребёнка. Не заставляйте его делать ничего, к чему он не готов, помогите ему как можно скорее возобновить его привычную деятельность.
  • Наконец, обратитесь за профессиональной помощью – психологической, правовой и медицинской.

Соблюдение этих правил позволяет не усугублять и без того трудную для ребёнка ситуацию, не приводит к дальнейшим искажениям в её восприятии и уменьшает риск вторичной травматизации. (И.С. Кон)

свернуть